Конкурс как помеха конкуренции
По мнению федеральной антимонопольной службы, Комитет по социальной политике Смольного нарушает закон. Чиновники стоят на своем и собираются оспаривать решение ФАС в суде.
Одна из главных проблем в обеспечении жителей Петербурга техническими средствами реабилитации (ТСР) — ортопедической обувью, стельками, бандажами, тростями и т. п. — использование квалификационных отборов вместо конкурсов, предусмотренных Федеральным законом о закупках № 94-ФЗ. («Новая» № 50, 68, 2012 год).
На ТСР для петербуржцев, не являющихся инвалидами, выделяются деньги из городского бюджета. Они могут либо сами приобрести необходимое, а потом получить деньги, либо получить готовое ТСР. Однако поставщики готовых ТСР отбираются без конкурса. Комитет выставляет требования к компаниям, которые могут участвовать в отборе, а потом просто решает, кто победил. Как заявили представители комитета на слушаниях в ФАС, квалификационный отбор предоставляет больше возможностей для конкуренции, чем привычный конкурс, потому что «дает возможность участвовать всем хозяйствующим субъектам. То есть все, кто соответствует квалификационным требованиям, выигрывают, а дальше якобы начинается свободная конкуренция: потребители сами выбирают, кто лучше.
Более того, по мнению комитета, конкурсные механизмы уничтожили бы конкуренцию как таковую. Интересно, как конкурсы могут мешать конкуренции?
На деле же, как установила ФАС, ситуация выглядит несколько иначе: в отборах участвуют одни и те же компании — по одной на каждый лот. Ограниченный круг участников опровергает довод Комитета по соцполитике о том, что к обеспечению граждан ТСР допускаются по несколько фирм, что формирует конкурентную среду.
При этом квалификационные требования выстроены так, что автоматически отсекают многих участников рынка. Например, поставщик ТСР сам же должен их производить — что исключает возможность участия для ретейлеров. Конечно, некоторые средства реабилитации должны изготавливаться индивидуально (например, сложная ортопедическая обувь). Но такая необходимость есть далеко не по каждому лоту — и тогда оказываются нарушенными права как поставщиков, так и потребителей, которых вынуждают пользоваться товарами, невзирая на их качество. Это не говоря об очевидном ущербе для городского бюджета: ведь конкурсного снижения цены не происходит.
В итоге Петербургская антимонопольная служба усмотрела в действиях Комитета по соцполитике нарушение закона о защите конкуренции и выдала предписание: привести порядок обеспечения граждан ТСР в соответствие с требованиями закона. В комитете с таким решением не согласны.
— Мы не признаем решение ФАС законным и уже обратились в арбитражный суд, чтобы его оспорить, — заявил «Новой» председатель комитета Александр Ржаненков. — То, что ФАС вынесла такое решение, не значит, что она права. Мы будем отстаивать свою позицию: квалификационный отбор не нарушает Закон о защите конкуренции и Закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Наоборот, то, что у нас конкурсы идут, это безобразие, когда понижают цену в ущерб качеству. Нужно менять условия — не должна преобладать наименьшая цена, тем более для людей, которые нуждаются в качественном обслуживании.
Не совсем понятно, что мешает комитету проводить конкурс с теми же условиями, что применяются при квалификационном отборе: прописать те же параметры качества ТСР и только среди тех предприятий, которые им удовлетворяют, определять победителя по наименьшей цене?