«Крематорий»: запустить нельзя остановить
Жители с изумлением обнаружили, что рядом с их домом незаконно работает завод по сжиганию медицинских отходов.
История, покрытая плотным слоем бюрократических неурядиц, стремительно развивалась в Колпинском районе на протяжении последних двух месяцев ушедшего года.
6 ноября жителей пригласили в районную администрацию на общественные слушания по поводу строительства на территории промзоны поселка Металлострой (прилегающего к Рыбацкому) мусороперерабатывающего завода для утилизации отходов медицинских учреждений Санкт-Петербурга. Слушания, как водится, особо не афишировали, однако народу в зале собралось предостаточно.
В 300 метрах от жилых домов
Участникам слушаний был представлен проект якобы будущего предприятия. В перечне отходов, предназначенных для сжигания, значились «кожные покровы», «иссеченные органы», «абортусы», «перевязочные материалы», «просроченные лекарства» и пр. Масштабы проекта поражали воображение: мощности завода предполагали переработку 150 кг в час. Правда, никто при этом не вспоминал о том, что территория промзоны выглядит таковой только на бумаге — жилые дома поселка начинаются всего в 360 метрах от будущего «крематория».
Представитель компании-проектировщика ООО «РЛД» заверила, что «производство полностью автоматизированное, а перевозка отходов будет осуществляться в герметичных контейнерах». Утилизировать медотходы планируется при температуре 900 °С, а производственное оборудование соответствует европейским нормам и стандартам». Словом, никаких вредных выбросов в окружающую среду не будет!
Однако главный вопрос у всех был один: что ожидает район тогда, когда завод начнет наращивать мощности? Утилизировать отходы предполагается исключительно термическим путем, и говорить об отсутствии дыма из трубы — смешно. А раз есть дым, то и выбросы в атмосферу соответствующие.
Новость вызвала бурные дебаты в соцсетях. Подключились и общественные организации, и местный муниципалитет. Местные жители уже давно жаловались, что невозможно открыть окна и что их мучают приступы аллергии. И тут выяснился вообще удивительный факт — оказалось, что на территории промзоны уже существует (!) подобный завод «БТ-Химмаш» который работает с августа 2011 года и имеет юридический адрес рядом с предполагаемой застройкой. Данные о существующем предприятии легко нашлись в интернете:
«Начиная с 2010 г. промышленная группа совместно с правительством Санкт-Петербурга осуществляет пилотный проект по централизованному сбору и обезвреживанию медицинских отходов крупнейших ЛПУ в юго-западной части города». В 2011 г. в рамках проекта на инсинераторе компании в п. Металлострой было обезврежено 355 тонн медицинских отходов категории Б».
Возникло подозрение: не являлись ли общественные слушания формальностью? Ведь завод-то уже существует, производственные мощности запущены, дело за малым — узаконить деятельность!
Однако, как утверждали документы, официально представленные общественности, существующее производство расположено по другому адресу и отношения к проекту ООО «РЛД» не имеет. Но тогда зачем в промзоне два идентичных завода? Не запущен ли нынешний завод в качестве экспериментального проекта: мол, посмотрим, пойдет дело или нет? И судя по тому, что труба ежедневно коптила уже не один месяц, предприятие от отсутствия утиля не страдает. Теперь остается увеличить площади и получить разрешение?
Заодно выяснилось, что расчетами санитарно-защитной зоны занималось столичное ведомство, которое вряд ли знает и сложившуюся в промзоне ситуацию, да и географию самого поселка. И тем более не в курсе, что проектируемый завод должен быть расположен на месте стыка жилой и промышленной зон…
«Крематорий» вне закона
Вслед за этим собственное расследование начал муниципалитет Металлостроя.
Приехавший в поселок представитель Росприроднадзора пояснил, что «по предварительному анализу документов, касающихся деятельности завода, следует вывод, что предприятие осуществляет свою деятельность незаконно. К тому же обезвреживание отходов — это лицензированный вид деятельности, осуществление которой без лицензии является административным правонарушением, а в случае извлечения доходов в особо крупном размере — уголовным. Объектов, получающих лицензию, у нас не так много, но название этой («БТ-Химмаш») — я не встречал».
Представитель завода, присутствовавший на заседании комиссии, сообщил любопытный факт: «Лицензия оформляется». И добавил: «Главный государственный санитарный врач России Г. Г. Онищенко вывел биологические и медицинские отходы из реестра отходов».
Однако он забыл уточнить, что из реестра выведены медицинские отходы только определенных категорий. А какие именно проходят через колпинский инсинератор — неизвестно.
Городская комиссия — против!
Подключилась к разбору ситуации и городская комиссия по развитию застроенных территорий Санкт-Петербурга. Итогом заседания, посвященного этому вопросу, стал единогласный отказ в реализации проекта на данной территории. Показательно, что в этом вопросе администрация, муниципальные власти и народное мнение полностью совпали.
Но это была лишь частичная победа жителей. Вопрос, почему завод по термической обработке медицинских отходов уже функционирует, а документы по нему еще только готовятся, остался открыт.
Когда верстался номер
В Металлострое прокуратура запретила эксплуатировать комплекс обезвреживания медицинских отходов.
Природоохранная прокуратура завершила проверку исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в поселке Металлострой. Как сообщили в ведомстве, поводом стали жалобы муниципальных и районных властей о негативной ситуации в поселке в связи с эксплуатацией Комплекса термического обезвреживания медицинских отходов.
ООО «ТехноЭко» до утверждения проектной документации комплекса термического обезвреживания осуществляет его эксплуатацию без разработанных мероприятий по охране окружающей среды и положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта строительства.
Кроме того, не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в воздух, не разработан проект предельно допустимых выбросов; разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует. Установки выбросов в атмосферный воздух не оснащены средствами контроля; не проведена инвентаризация отходов; паспорта на отходы I–IV класса опасности отсутствуют.
В отношении «ТехноЭко» возбуждены административные расследования.
В Кировский районный суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации «ТехноЭко» до получения необходимой документации.