Острова железнодорожного моря
Жители Гвардейского рискуют оказаться отрезанными от «материка» дорогой Лосево — Каменногорск — Выборг.
Министр транспорта РФ Максим Соколов подтвердил, что на обновляемой железнодорожной ветке Каменногорск — Выборг будут построены три путепровода. Именно отказ РЖД включить в проект путепроводы привел к тому, что слушания по проекту дороги были признаны несостоявшимися — даже местная администрация встала на сторону жителей. Однако праздновать победу рано: всего между Выборгом и Каменногорском 12 пересечений железных и автомобильных дорог и трех путепроводов явно недостаточно.
Как еще летом сообщил на слушаниях главный инженер петербургской Дирекции по комплексной реконструкции железной дороги и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» Роман Соловьев, по реконструируемой дороге будут проходить 45 пар поездов в сутки, т. е. четыре поезда в час днем и ночью. Это значит, что пользоваться обычными переездами будет крайне сложно.
Понимая, что полный отказ от двухуровневых путепроводов приведет к транспортному коллапсу в регионе, местная администрация даже пошла на беспрецедентный «бунт» — общественные слушания по проекту дороги были признаны несостоявшимися. Однако в итоге чиновники все же договорились друг с другом.
11 января министр транспорта Максим Соколов заявил, что строительство транспортного обхода для грузовых поездов Лосево — Каменногорск — Выборг нужно ускорить и что уже в 2013 году планируется в основном завершить работы.
При этом, по сообщению Минтранса, «Максим Соколов пообещал проработать возможность включения этих объектов (трех путепроводов. — А. Б.) в федеральную программу, представив предложения правительству РФ после завершения проектирования. Также планируется добавить для проектирования еще один путепровод». То есть пока будет построено максимум четыре путепровода. При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с министром настаивал, что их должно быть больше.
Чем бы ни закончилась торговля между региональными и федеральными властями, очевидно, что все 12 переездов путепроводами не оборудуют, а значит, между Выборгом и Каменногорском появятся труднодоступные поселения.
— Чтобы добраться от Выборга до дома, мне нужно пересечь четыре переезда, — говорит Татьяна Бойцова, жительница поселка Гвардейское. — Боюсь, что после окончания строительства преодолеть это расстояние будет непросто…
Беспокоит жителей Гвардейского также возможность оказаться полностью отрезанными от дорожной сети. Грунтовка, которая пока еще идет вдоль железной дороги, по проекту должна быть уничтожена: на ее месте проложат второй путь.
— Нам вроде как удалось заставить РЖД внести в проект новую грунтовку, т. к. сначала ее не было, — говорит Татьяна Бойцова. — Беда в том, что строить придется там, где сейчас частные огороды. Удастся ли железнодорожникам решить вопросы с собственниками до того, как будет возведена насыпь? Если нет — к нашим домам не будет вообще никакого подъезда.
Такое же беспокойство вызывает будущая шумозащита: железнодорожники обещают поставить экраны, которые, по их заверениям, должны полностью предохранить жителей близлежащих домов от грохота вагонов. Однако насколько они будут эффективны — никто толком не объяснил, а ведь некоторые дома будут располагаться в 15 метрах от будущей дороги.
В целом проблемы обрисовывают главную беду строительства транспортного обхода Лосево — Каменногорск — Выборг: дорога строится не для людей, не в интересах местных жителей, а вопреки им. Задача РЖД — освободить путь для скоростного поезда «Аллегро», курсирующего между Петербургом и Хельсинки, любимого детища Владимира Путина. Детище нужно было родить как можно скорее — поэтому вместо строительства для него отдельной ветки экспресс отправили по старой. Но тут «Аллегро» стали мешать грузовые поезда — и их решили пустить в обход через Лосево. А что тут тоже люди, да еще всякие медведи-лоси живут — это федеральных чиновников не волнует. Поэтому аборигенов ни о чем не спрашивают, об изменениях не информируют, и решение их проблем происходит по остаточному принципу.