Пляшите на свои
Петербургским театрам сокращают госфинансирование почти на 200 миллионов рублей.
Артисты пытаются возражать, но в Комитете по культуре обвиняют театры в неэффективной финансовой политике. По одной из версий, за этим стоит формально ушедший из Комитета по культуре Дмитрий Месхиев — решение о сокращении финансирования принималось при нем.
Аншлаг в Ленконцерте
24 января, в четверг, в Доме Кочневой на Фонтанке, 41, собралось людей больше, чем на любой концерт. Зеркальный зал всех не вместил, часть народа следила за происходящим из соседних помещений по трансляции.
Директор располагающегося в здании «Петербург-концерта» (бывший «Ленконцерт») Евгений Колчин собрал коллектив, чтобы поставить его перед выбором: переход на неполный рабочий день на все лето или сокращение штата на 140 человек, то есть на треть. Также директор предложил отказаться в 2013 году от новых постановок, а части коллектива перейти на полставки уже с февраля. Зарплата станет меньше, зато сохранится трудовой и вокальный стаж, социальный пакет, а главное — рабочее место, объяснил директор.
Сам Колчин признал, что в его предложениях есть элемент шантажа. Однако на радикальные меры его вынуждают пойти городские власти. С 2013 года они сократили финансирование городских государственных театров и концертных организаций. Кому-то заплатят на 4 млн меньше, кому-то на 2,5, кому-то — на 6.
«Санктъ-Петербургъ Опера», по словам директора Лидии Григорьевой, выделили на 14 млн меньше. В общей сложности на учреждениях культуры сэкономят от 100 до 200 млн. Как отмечает главред «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская, власти затеяли новый театральный фестиваль примерно на такую же сумму (около 120 млн рублей).
Одно решение — сопротивление
Не все руководители сразу согласились подписать соглашение, в котором обозначены новые цифры. Среди тех, кто подписывать документ не хотел, называют директора ТЮЗа Светлану Лаврецову, худрука Капеллы Владислава Чернушенко и директора «Петербург-концерта» Евгения Колчина. Однако и они в итоге бумагу подписали: по словам Колчина, в противном случае уже в январе он не смог бы выплатить сотрудникам зарплату, за что подвергся бы уголовному преследованию.
Юлия Васютина, зампредседателя Комитета по культуре, на собрании в «Петербург-концерте» выступила с ответной критикой в адрес руководства концертной организации. По ее словам получалось, что в финансовых трудностях виноват директор.
— С 2006 года, когда Евгений Колчин возглавил «Петербург-концерт», — заявила Васютина, — количество мероприятий сократилось вдвое. Вы с каждым годом снижаете эту цифру. Увеличивать количество постановок или сокращать штат?
Артисты парировали: во-первых, у нас нет нормальной по размерам площадки для выступлений, все заработанные деньги уходят на аренду больших залов. Они просили выделить безарендную или хотя бы льготную площадку, но безрезультатно. Во-вторых, «Петербург-концерт» либо не допускают до участия в конкурсах на проведение городских и районных праздничных мероприятий (а они, как известно, довольно прибыльны), либо не дают выиграть. При этом зачастую в этих конкурсах побеждает непонятная организация, не имеющая артистов в штате, и за мизерные деньги нанимает тех же ленконцертовских актеров.
По мысли директора, в конце собрания предлагалось поставить на голосование его предложения. Однако делать этого коллектив не стал. Решили составить резолюцию и обращение к Владимиру Путину. «Кому хочется получать вместо 12 тысяч 6?» — объяснил заслуженный артист РФ Леонид Мозговой.
«Хочется верить, что нас услышат»
Артисты, не согласившиеся на предложенные условия, надеются на переговоры с комитетом и вышестоящими инстанциями.
— Ситуация неожиданная, — сказал Леонид Мозговой. — Скучно, обидно, и хочется верить, что все-таки услышат. Даже выступление представителя Комитета по культуре вначале было агрессивным, но потом она начала вникать.
— Мы себя, конечно, защищаем, — сказала заслуженная артистка России Наталия Кудрявцева, выразив готовность присоединиться к письму в адрес президента. — Хотелось бы, конечно, еще какой-то подписной лист от зрителей.
Однако, скорее всего, никакого демарша в виде массового ухода артистов в знак протеста не будет. По свидетельству Наталии Кудрявцевой, многие артисты готовы получать меньше, но выходить на сцену.
Советское наследие
По общепринятой версии, изменения в финансировании связаны с окончательным вступлением в силу ФЗ-83. Раньше театры и другие бюджетные культурные учреждения финансировались по сметной системе: деньги выделялись и должны были расходоваться строго в соответствии со статьями сметы. Теперь театры получают деньги, которые хоть и имеют целевую привязку, могут тратиться по усмотрению руководителя почти на что угодно: хоть на зарплату, хоть на декорации. Единственная защищенная статья — текущий ремонт и коммунальные платежи. Кроме этого, театрам выдается госзадание: провести определенное количество спектаклей.
При этом расчет финансирования по новой системе делался исходя из показателей прошлых лет: выделяемую обычно сумму делили на количество зрителей или спектаклей. Специалист, участвовавший в подсчетах, считает, что театры готовили к переходу на модель, где эффективность измеряется числом «обслуженных» зрителей. Но если бы единицей измерения стал зритель, театры не знали бы, смогут они выполнить госзадание или нет. Было решено давать задание в «спектаклях» и исходя из их количества выделять средства. Тем не менее театр по-прежнему рассчитывает смету и пишет заявку, а ориентируясь на смету, ему дают госзадание. Однако общее финансирование действительно сокращено: предполагается, что театры будут обеспечивать сами несколько большую часть своих нужд.
— Это советская модель культурной программы, когда государство активно вмешивается в культурную политику, — говорит один из собеседников «Новой». — В 90-е годы в Петербурге появилось множество частных театров, которым никто не помогал, но они существовали. А государственные театры часто распоряжаются деньгами менее рачительно, чем частные. К тому же госучреждениям никто не говорит: сократите зарплаты. Им было предложено оптимизировать расходы и заработать на показах.
Привет от Месхиева
Как бы то ни было, финансирование сокращено — это факт. Есть основания связывать сокращение финансов с экс-председателем Комитета по культуре Дмитрием Месхиевым: решение о новой схеме субсидирования было принято еще летом, именно при Месхиеве. Задуманная им театральная реформа, по которой предлагалось всех руководителей театров перевести на краткосрочные контракты и собрать худсовет, который регулировал бы театральный репертуар, была практически отменена. А вот идея урезать бюджет театров осталась. В городе бытует мнение, будто бы Дмитрий Месхиев на самом деле никуда не ушел, а руководит Комитетом по культуре негласно. Якобы именно поэтому у комитета так и не появляется новый председатель.