Разоряй и властвуй – 2
История одной проверки под крылом вице-губернатора.
В деле о скандальном банкротстве Ломоносовского дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ) («Новая» № 94, 2012) продолжают вскрываться подробности, позволяющие утверждать: о масштабных махинациях еще в 2010 году было известно и правоохранительным органам, и региональным чиновникам самого высокого ранга.
Беспокойство в верхах
Неудавшееся банкротство Ломоносовского ДРСУ с большой долей вероятности было попыткой рейдерского захвата госпредприятия. Дело в том, что стоимость активов ДРСУ при передаче в уставной капитал в 2003 году была занижена в разы, что позволило бы кредиторам при банкротстве получить эти активы по бросовым ценам.
Иск о банкротстве подало некое ООО «Авангард», якобы выполнявшее работы в качестве субподрядчика ДРСУ. При этом Ольга Ефремова, официально значившаяся директором «Авангарда», на опросе 28 апреля 2012 года в Следственном комитете утверждала, что директором никогда не была, никаких договоров с ДРСУ не заключала (хотя на контрактах стоит ее подпись) и что это подделки.
7 июня 2012 г. в загородном доме и бывшем рабочем кабинете Пасяды Следственным комитетом были проведены обыски в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств в размере более 155 миллионов рублей. Фото: сайт lenobl-invest.com.
Подобраться к лицам, реально стоявшим за «Авангардом» и попыткой рейдерского захвата, позволяет запись в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП), похороненная в недрах правовой системы, но недавно всплывшая на поверхность.
Основанием для появления КУСП 1216 стало письмо в ОБЭП ГУВД вице-губернатора Ленобласти Николая Пасяды (см. справку). Еще 30 декабря 2009 года он написал в своем обращении, что «начало процедуры банкротства ГУ «Ломоносовское ДРСУ» связано с противоправными действиями («рейдерский захват»), нацелено на завладение имуществом указанной организации…»
Николай Иванович справедливо указывает на странность того, что банкротство инициировано ООО «Авангард», которому Ломоносовское ДРСУ задолжало всего 800 т. р. при размере активов ДРСУ в 27 млн руб. (по оценкам экспертов, реальная стоимость активов во много раз выше).
Дальше вице-губернатор рассказывает о подозрительных перипетиях с долгом «Авангарду»: мол, за полгода — с 17 августа 2009, когда была введена процедура наблюдения, временный управляющий ДРСУ Александр Шматала несколько раз пытался рассчитаться с кредитором, но не мог его найти! Сначала представитель «Авангарда» заявил, что передал права на требование долга некоему предпринимателю, потом в письме с «подтверждениями» о передаче прав оказались чистые листы, а затем и самого «Авангарда» след простыл — письмо в его адрес «вернулось обратно из-за отсутствия адресата».
ДРСУ никак не удавалось заплатить грошовый долг, в связи с чем Николай Пасяда делал логичный вывод: «Полагаем, что действия ООО «Авангард» направлены на доведение Ломоносовского ДРСУ до начала процедуры конкурсного производства». Если бы до этого дошло, лица, стоящие за «Авангардом», получили бы возможность скупить недвижимость Ломоносовского ДРСУ за бесценок.
В интервью «Новой» сотрудник отдела по противодействию коррупции прокуратуры Ленинградской области Сергей Цветков заявил, что в 2012 году было установлено: никаких работ «Авангард» не проводил; материалы проверки будут отправлены для возбуждения уголовного дела.
Похоже, что инициировали банкротство действительно рейдеры.
Кому так дорог тупик?
5 февраля 2010 г. в ОБЭП поступает заявление от временного управляющего ДРСУ Александра Шматалы, который обнаружил, что железнодорожный тупик в Мартышкино (крайне ценный объект недвижимости) задним числом был выведен из собственности ДРСУ. По словам Шматалы, тупик был изъят из ведения ДРСУ 12 августа 2009 года — за пять дней до введения процедуры наблюдения.
Якобы тогдашний директор ДРСУ Мацнев попросил КУГИ забрать тупик, а председатель КУГИ Александр Дрозденко (ныне губернатор Ленобласти) тупик забрал и 12 августа подписал все документы о его изъятии. (Позже Мацнев приписал на акте приема-передачи: «Моя подпись подделана».)
При этом и Шматала, и сменивший Мацнева на посту директора ДРСУ Андрей Безвиконный уверяют, что как минимум до конца ноября 2009 года тупик никому не передавали.
Самое интересное, что руководство ДРСУ до сих пор считает тупик своим и даже сдает его в аренду, однако правительство Ленобласти уверено, что именно оно им владеет: тупик внесен в имущественную часть казны ЛО, ему присвоен реестровый номер. Значит, подписи Александра Дрозденко на распоряжении о передаче тупика и на акте приемки-передачи признаются подлинными.
Отбросив версии, что все подписи (и в определении суда, и в балансовых ведомостях) подделаны или что сотрудники ДРСУ хотели подвести председателя КУГИ под статью, придется признать очевидное: распоряжение и акт приемки-передачи, скорее всего, оформлены задним числом. Подлинность подписи Александра Дрозденко на них никогда не подвергалась сомнению. А вывод тупика задним числом был выгоден только рейдерам…
Как заявила «Новой» Регина Михайлова, представитель прокуратуры Ленобласти, по выводу тупика проводится проверка: по документам тупик был изъят КУГИ, но право собственности до настоящего времени на него не оформлено. Если подтвердятся факты его незаконного использования, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.
Ваши внутренние неприятности
Между тем в 2010 году дознаватели ГУВД в ходе расследования опросили гражданку Анастасию Дейнего — учредителя ООО «Авангард». По ее словам, эту фирму Дейнего открыла для ведения издательского бизнеса, а вовсе не для ремонта дорог. Более того, она была абсолютно уверена, что никакого «Авангарда» давно не существует. «Я решила, что не справляюсь с поставленными задачами, и было принято решение о ликвидации фирмы, — пишет она в объяснении. — С этой целью я обратилась к своим знакомым юристам из организации «Правовой альянс». Подписала все необходимые документы. Я считала, что фирма закрыта».
Тот же самый «Правовой альянс» представлял ООО «Авангард» в арбитраже. Однако в КУСП № 1216 данных об опросе этой организации нет. Дать комментарии «Новой» в «Петербургском правовом альянсе» отказалась.
Казалось бы, дознаватели ОБЭП в 2010 году имели возможность раскрутить многообещающее уголовное дело. Вместо этого… расследование внезапно сворачивается!
В начале марта 2010 года, когда проверка идет полным ходом, Пасяда вновь обращается в ОБЭП с неожиданной просьбой: «По указанию губернатора ЛО В. П. Сердюкова организована проверка работы Комитета дорожного хозяйства ЛО в части исполнения полномочий по руководству деятельностью подведомственных госучреждений и предприятий, а также проверка деятельности руководства Ломоносовского ДРСУ. По результатам проверки приняты решения о замене руководителя Ломоносовского ДРСУ. Назначен новый руководитель Комитета дорожного хозяйства. Новым руководителем составлен план первоочередных мер по выводу ДРСУ из банкротства и стабилизации финансово-хозяйственной деятельности, который в настоящее время эффективно реализуется. Благодарю за участие в исследовании причин выявленных нарушений. Ваша работа помогла своевременно выработать правильные решения. Учитывая достижение положительного эффекта, прошу прекратить дальнейшую проверку по ранее заявленным фактам в отношении ситуации в Ломоносовском ДРСУ».
И милиция берет под козырек! Замначальника УБЭП ГУВД Егоров отвечает Пасяде: «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по вашему обращению вынесено в связи с получением в наш адрес вашего встречного заявления о прекращении проверки по изложенным ранее фактам», т. к. речь, мол, идет об «административных проступках, не входящих в компетенцию ОВД».
Ни попытка рейдерского захвата, ни подделка документов, ни возможное хищение денежных средств, оказывается, не находятся в компетенции правоохранительных органов, и речь идет о «проступках», за которые можно ограничиться выговором!
Может возникнуть резонный вопрос: зачем Пасяде инициировать проверку, а потом просить ее закрыть? Возможно, затем, что в реестр кредиторов Ломоносовского ДРСУ вошло ООО «Дорсоль», выпадавшее из схемы рейдерского захвата. Тогда «дешевле» прекратить процедуру банкротства, заведя уголовное дело, чем дать недвижимости уйти в чужие руки. Возможно, дело в том, что начале 2010 года у Комитета по дорожному хозяйству ЛО появился новый председатель — Константин Харакозов (позже уволенный со скандалом).
Зато с высокой долей вероятности можно предположить, почему Пасяда попросил закрыть проверку: обычно такие обращения появляются, когда расследование заходит излишне далеко. Кто знает, какие фамилии назвали бы юристы «Правового альянса», если бы дознаватели спросили у них, в чьих интересах они представляли «Авангард» в арбитраже?..
Прокуратура Ленобласти пытается разобраться с этим узлом проблем. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу КУСП № 1216 отменено, материал направлен на дополнительную проверку, сообщается в официальном ответе прокуратуры.
«Новая» будет следить за ходом этого процесса.
P.S.На два запроса «Новой», направленных в Комитет по дорожному хозяйству ЛО, пришел один ответ: «В обращении поставлены вопросы, касающиеся (…) деятельности не комитета, а предприятий дорожной отрасли. Такая информация является конфиденциальной и комитет не вправе ее предоставлять журналисту газеты. По данным вопросам рекомендуем обратиться непосредственно на предприятия».
Мы последовали совету и обратились с запросом в Ломоносовское ДРСУ. Ответа пока нет.
Справка «Новой»
Николай Иванович Пасяда занимал должность вице-губернатора Ленобласти по строительству, дорожному хозяйству, энергетическому комплексу и ЖКХ с 2005 по июнь 2012 года, когда эта должность была упразднена. 7 июня 2012 г. в загородном доме и бывшем рабочем кабинете Пасяды Следственным комитетом были проведены обыски в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств в размере более 155 миллионов рублей. Деньги были похищены при проведении строительных работ по реконструкции автомобильной дороги Зеленогорск — Приморск — Выборг на участке Санкт-Петербург — Озерки. По последним данным, Пасяда проходит по делу в качестве свидетеля.
Газета выступила — что сделано
В № 96 за 2012 год «Новая» рассказала о предполагаемых фактах хищений при проведении капремонта участка автодороги Саперное — Мельниково — Кузнечное.
Как сообщил сотрудник отдела по противодействию коррупции прокуратуры Ленобласти Сергей Цветков, в результате проверки описанных фактов было установлено, что дорога ремонтировалась с 2003 по 2009 год. Однако в 2009 году обнаружилось, что работы выполняются с отступлением от проектно-сметной документации, а именно: вместо двух слоев асфальта положен только один, и поэтому работы не могли быть оплачены. В результате в 2010 году в отсутствие госэкспертизы было подписано допсоглашение к госконтракту, которым «узаконивалось» однослойное покрытие. При этом в 2010 году никаких работ не проводилось вообще, и контракт был заключен для того, чтобы завладеть бюджетными денежными средствами.
— Оплатили работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, причинив ущерб бюджету региона на 5 млн 440 тыс. руб., — пояснил «Новой» Сергей Цветков. — При проведении проверки на место выезжали работники приозерской прокуратуры и обнаружили, что дорога действительно в ненадлежащем состоянии.
Материалы проверки в ближайшее время будут направлены в органы следствия для возбуждения уголовного дела. До тех пор прокуратура не считает возможным раскрыть личности предполагаемых фигурантов.
Анджей БЕЛОВРАНИН, фото Михаила Масленникова и с сайта lenobl-invest.com