Суд по версии спецслужб
Верховный суд оставил в силе приговор ученым, обвиненным в государственной измене.
Профессора Балтийского государственного технического университета (БГТУ) «Военмех» Евгений Афанасьев и Святослав Бобышев проведут в колонии строгого режима 12,5 и 12 лет (соответственно). Такое решение 20 июня 2012 года вынес Городской суд Петербурга, признав Афанасьева виновным в госизмене и выдаче гостайны, а Бобышева — в пособничестве госизменнику. Еще летом осужденные подали кассационную жалобу на приговор в Верховный суд России. 5 февраля ВС РФ ее рассмотрел и оставил вердикт горсуда в силе. На заседании судья огласил только резолютивную часть.
Как уже рассказывала «Новая» (см. № 8 от 04.02.2013), по мнению самих обвиняемых, их адвокатов, родственников, друзей и коллег, Афанасьев и Бобышев получили сроки по делу, сфабрикованному спецслужбами.
В 2006–2009 годах преподаватели БГТУ не менее шести раз выезжали в Китай — читать лекции в Харбинском политехническом институте. В России содержание их лекций проверяли несколько спецкомиссий. Все тексты визировались в первом отделе Военмеха, а в КНР профессора постоянно общались с представителями российских служб безопасности. Порядок соблюдался неукоснительно: первыми, еще до студентов, все материалы изучили чекисты. Последний раз Бобышев и Афанасьев были в Харбине в июне 2009 года. А 16 марта 2010 года их арестовали и этапировали в Москву в следственный изолятор «Лефортово». Лишь в феврале 2012-го прокуратура окончательно сформулировала обвинение, предъявленное арестантам: «Государственная измена в форме выдачи секретных сведений». По версии российских чекистов, «Афанасьев и Бобышев передали китайской стороне сведения о телеметрии новейшей морской ракеты «Булава». В ходе следствия (его вело ФСБ) спецслужбы так и не дознались, ни каким способом, ни кому конкретно профессора Военмеха выдали государственную тайну. Ни факт, ни время, ни место передачи «секретов» не установили. Зато подсчитали «ущерб в форме упущенной выгоды» (юридически недопустимая формулировка, как уверяет защита осужденных), нанесенный учеными государству — 1 млрд 30 млн руб. Дело профессоров в горсуде слушалось почти год, но приговор от обвинительного заключения спецслужб отличается мало.
«К следствию есть масса вопросов, — отмечает адвокат Бобышева Валерий Латышев. — Каким образом Афанасьеву и Бобышеву вменяют в вину выдачу «секретных сведений», если на тот момент, когда данные находились в ноутбуке и на флэшке у преподавателей, они секретными не были? Спецслужбы проверили содержимое электронных носителей, имеющихся у профессоров, еще в аэропорту и выпустили их за рубеж. Засекретили информацию задним числом, уже после ареста ученых. Экспертиза, назначенная судом, присвоила документам третью степень секретности — самую низкую. По закону разглашение сведений такого уровня может нанести ущерб отдельному предприятию или организации, но никак не обороноспособности страны. А ученых обвиняют в разглашении государственной тайны и государственной измене. И еще много подобных нестыковок, на которые ВС РФ закрыл глаза».
Как сообщили «Новой» адвокаты осужденных, надзорная жалоба на определение Верховного суда непременно будет подана в Президиум ВС РФ. Защитники профессоров также не исключают дальнейшее обращение в Европейский суд по правам человека.