Молись, Эрмитаж, всем богам!
Православные, пользуясь языком, который употребляют нынешние власти, провели в музее «массовую несанкционированную акцию».
Пение молитв, устроенное в Эрмитаже в минувшее воскресенье, стало знаковым событием: православные фундаменталисты фактически вторглись на светскую территорию музея и провели там, пользуясь языком, который употребляют нынешние власти, «массовую несанкционированную акцию».
Предлагаю сопоставить это событие с тем, что произошло в храме Христа Спасителя в прошлом году. Тогда члены панк-группы Pussy Riot в течение 40 секунд молились в нем нетрадиционным образом и получили два года колонии. Причем по статье 213б УК, которая предусматривает наказание за хулиганство, совершенное «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Оба «молебна» нарушили правила внутреннего распорядка, в одном случае — храма, в другом — государственного светского музея.
И если Pussy Riot были приговорены к реальному сроку за якобы присутствующий в их действиях мотив религиозной ненависти, то и участники «молебна» в Эрмитаже должны получить соответствующее наказание. Поскольку в их случае мотив идеологической и религиозной ненависти очевиден. Отвечая на вопросы СМИ, участник акции Анатолий Артюх заявил, что она направлена против светского характера государственного музея и, в сущности, против светского характера государства: «Пиотровский противопоставил себя всем православным людям… Он плюнул нам в лицо выставкой Чепменов, мы будем постоянно напоминать ему, что он не хозяин Эрмитажа. Эрмитаж принадлежит народу, большинство из которых (sic!) так или иначе верующие. Если Пиотровский верует в какого-то другого бога, то пусть создает у себя на даче капище и молится там кому хочет. Мы будем молиться у наших святынь в тех местах, где они находятся. Это наша страна».
Хотелось бы понять, почему горожан, мирно выступающих за соблюдение 31-й статьи Конституции у Гостиного двора, регулярно задерживают правоохранители, почему участницы панк-молебна сидят в лагере, а грубые нарушители распорядка работы светского музея остаются безнаказанными? Либо следует на законодательном уровне признать, что мы уже живем в православном фундаменталистском государстве, либо на православных фундаменталистов должна распространяться та же правоприменительная практика, что и на другие группы.
От «Новой»:
В пресс-службе Государственного Эрмитажа пояснили, что никаких дополнительных мер охраны в связи с происшедшим действием музей пока не собирается предпринимать. Участников воскресных песнопений служба охраны не выгнала из зала, потому что они ничего не трогали, даже близко к экспонатам не подходили, а в Эрмитаже не принято с охраной выводить из зала посетителей, которые не ведут себя буйно.
Назвать молебном событие, подобное воскресному хоровому пению в Эрмитаже, конечно, нельзя: по структуре молебен представляет собой сокращенный вариант утренней службы, которую проводит священник, с чтением Евангелия и канонов, хотя допускается и сокращенный вариант службы. В любом случае проводить ее должен священник. Так что вокальные упражнения, инициированные г-ном Милоновым, были, конечно, просто многоголосой PR-акцией по типу «назло маме пойдут и отморожу уши», как маленькие дети нередко реагируют на запреты взрослых: если дирекция музея не разрешает устраивать пение в зале, надо обязательно спеть назло злому дяде.
Но этот пример может оказаться очень заразительным: уже коммунисты рвутся в очередной раз штурмовать Зимний дворец, потом еще каким-нибудь идейным или религиозным фанатикам захочется устроить массовые камлания или пляски — благо в коллекции Эрмитажа есть предметы, бывшие культовыми для всех религий и верований, какие существовали в мировой истории.