Большие планы на маленькую речку
О том, надо ли оцивилизовывать последние девственные участки берега Финского залива, жителей никто не спросил.
На сайте размещения госзаказов Zakupki.gov.ru появилась информация о контракте на 47 миллионов рублей восстановление «работоспособности гидросистемы устьевого участка р. Малая Сестра на 2013 год». При впадении реки Малая Сестра в Финский залив в районе пансионата «Дюны» предполагается соорудить «струеотводящий мол» длиной 155 м, облицованный камнем канал (455 м канала пройдут по пляжу), пешеходный переход через канал и запруды. Заказчик — Комитет по природопользованию СПб. Финансирования — 47 млн руб. из городского бюджета. Срок — май 2013 года.
Все началось с намывных территорий «Новый берег» (осенью, до получения необходимых разрешений, строители приступили к земляным работам). Тогда же начались подозрительные работы по «очистке» побережья водохранилища Сестрорецкий Разлив, внешне представлявшие собой намыв берега. В это же время забили тревогу посетители пляжа напротив пансионата «Дюны». Территорию пансионата начали огораживать глухим забором, на берегу появились строительные вагончики, а в интернете — объявления о продаже территории под коттеджную застройку.
Теперь к «большой стройке» добавятся мол и канал на пляже. Возможно, строительство гидротехнических сооружений в устье Малой Сестры действительно необходимо (согласно проектной документации, все задумано «с целью стабилизации морфометрических параметров устья для предотвращения заболачивания территории»). Однако плотность строек на небольшом и привлекательном пятачке вызывает настороженность.
На территории будущей стройки много лет был нудистский пляж, вокруг которого сформировалось нечто вроде клуба любителей купаться в свободной форме. Как полагает активист клуба Максим Малышев, теперь пляж исчезнет. «Территорию сильно заболоченной не назовешь, — говорит он. — Устье Малой Сестры у берега залива засыпано песком, потому что воды в реке давно не хватает. Очень жалко колонию бобров, обитающих в реке выше по течению. Им, видимо, придет конец».
Местная жительница Мария Никифорова считает, что обмеление реки — природное явление и незачем вторгаться в естественный процесс: «Здешнее болото — ценный природный комплекс. Зачем его разболачивать? И уж тем более непонятно строительство мола в заливе. Вероятно, это делается, чтобы устье реки опять не занесло песком. Но если это происходит, может, с точки зрения природы так надо?»
В пояснительной записке к проекту есть много спорных пунктов, в частности про работы с участием водолазов (хотя глубина там всюду по колено) и про создание городка строителей, которые будут работать вахтенным методом (потому что, по мнению проектантов, поблизости от места работ нет строительных фирм, которые могли бы обеспечить выполнение работ).
Противники стройки убеждены: цивилизовывать последние девственные участки берега залива вблизи Петербурга не нужно. Отдыхающих здесь много, в то время как мест, оставшихся для отдыха, с каждым днем все меньше. Однако общественность никто не спрашивал. Местные жители уверены, что общественных слушаний по проекту не было.
При этом строительство таких дорогостоящих гидротехнических сооружений кажется неадекватным относительно размеров маленькой речки.