Стенка на стенку
Власти и жители Выборгского района продолжают совместно отстаивать свои права в споре с ОАО «РЖД».
19 февраля в поселке Гвардейское Выборгского района Ленобласти прошли очередные слушания по расширению железной дороги Каменногорск — Выборг до двух путей. Результаты слушаний необычные — администрация Гончаровского сельского поселения приняла решение об их переносе; дата, на которую перенесено мероприятие, пока неизвестна. А значит, ОАО «РЖД» уже второй раз не смогло продавить свой проект.
Вынужденная псевдоуступка
Как уже сообщала «Новая» (см. № 5 за 2013 год), руководство РЖД согласилось с необходимостью построить три путепровода (только на дорогах третьей категории), притом что всего переездов между Каменногорском и Выборгом двенадцать. Запланированная загруженность реконструируемой дороги — 44 пары поездов в сутки, то есть составы будут идти каждые 15 минут, что при отсутствии двухуровневых путепроводов грозит району транспортным коллапсом.
На прошедших во вторник слушаниях Юрий Петров (начальник дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительства объектов железнодорожного транспорта) наконец-то сообщил, где будут запроектированы эти переезды: в поселках Возрождение, Пальцево и Таммисуо. Интересно, что ни одного путепровода не планируется в самом Гвардейском, где проходили слушания и где есть два переезда.
Нужно отметить, что проектирование трех путепроводов — вынужденная уступка, без которой РЖД просто не могли бы пройти госэкспертизу.
Более того, РЖД вовсе не собирается эти путепроводы строить — лишь разработать их проекты (которые, между прочим, не включаются в общий проект дороги). Финансирование же на их строительство должны выделять либо Ленобласть, либо Минтранс. Сколько лет ждать обещанного — неизвестно, особенно учитывая уже имеющийся опыт: из 11 развязок, запланированных на дороге Санкт-Петербург — Выборг в 2008 году, пока построена только одна.
В итоге прошедшие слушания свелись к тому же, что и предыдущие. Никакого реального компромисса предложено не было, фактически за полгода обсуждений представители РЖД ни на йоту не отступили от своей первоначальной позиции.
Людям опять предложили поверить на слово, что проект хороший и отвечает всем требованиям законодательства. Но оснований верить у жителей никаких. На прошлых слушаниях железнодорожники точно так же уверяли, что ведущееся в отсутствие каких-либо разрешений строительство абсолютно законно, однако проверки со стороны Ростехнадзора и Транспортной прокуратуры, проведенные летом и осенью прошлого года, показали обратное — и незаконную стройку пришлось остановить.
Интересно, что представитель администрации Выборгского района Ленобласти на слушаниях настаивал на том, что проектировщики РЖД неправильно трактуют СНИП: по его словам, когда переезд устраивается сразу через два железнодорожных пути, то категория дороги значения не имеет — и нужно строить двухуровневый путепровод. То есть таковыми должны быть оснащены все 12 переездов.
Эта точка зрения была поддержана и администрацией МО «Гончаровское сельское поселение». В итоге слушания были перенесены, на какую дату — пока неизвестно.
— Публичные слушания обычно проводятся для галочки и воспринимаются как пустая формальность, — комментирует Алексей Травин, руководитель проектов РОО «Зеленая волна». — Дело в том, что отсутствует понятный правовой механизм, который позволял бы обязать заказчика учитывать высказанные жителями замечания и предложения при разработке окончательного варианта проекта. Что бы ни говорили жители, заказчик лишь сообщает, что «обязательно примет к сведению» все их пожелания. После этого, если слушания признаются состоявшимися и публикуется их протокол, заказчик волен вообще не обращать внимания на то, что говорилось на слушаниях, во всяком случае, закон от него этого не требует.
Получается, что единственный способ повлиять на заказчика — это всеми возможными способами не признавать слушания состоявшимися. Что, как оказалось, не так уж сложно сделать при желании администрации местного муниципального образования, которое слушания проводит: ведь требования закона в этой части размыты. Пока же протокол не опубликован, до тех пор формальности не соблюдены и заказчик вынужден идти на компромисс — или, по крайней мере, делать вид, что идет на него.
Бесполезное строительство
У читателя может возникнуть вопрос — почему же чиновники ОАО «РЖД» так сильно настаивают на том, чтобы не строить эти пресловутые путепроводы? Не свои же деньги экономят, а все равно государственные — что мешает изменить проект и запроектировать все 12 двухуровневых развязок?
Дело в том, что своими незаконными действиями они загнали себя в угол. Самовольно начав строительство, не получив необходимых согласований и разрешений, они уже многократно нарушили закон. Например, на слушаниях Анатолий Круг, зампредседателя комитета по управлению муниципальным имуществом Гончаровского поселения, спрашивал у Юрия Петрова:
— Почему вы нарушили Земельный кодекс и сначала построили, а теперь требуете у меня, чтобы я вам подписал акт выбора площадки на дорогу, которая уже существует?
Никакого ответа на свой вполне закономерный вопрос Анатолий Павлович не получил. Между тем ответ очевиден: начали строить, потому что в проекте заинтересован сам Владимир Путин: сделать так, чтобы скоростному поезду «Аллегро», курсирующему между Петербургом и Хельсинки, ничего не мешало. Решив, что с таким попутным ветром в спину никакие законы им не указ, РЖД что-то быстренько напроектировали и начали ваять — ведь главное сделать побыстрее! И тут вдруг оказалось, что нарисованный на коленке проект и того не учитывает, и этого не учитывает, и землеотводы получить проблема… Конечно, если бы шли по закону, в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами, все было бы гораздо проще, а может, как ни странно, и быстрее — но кто же знал?
А теперь получается: мало того, что строить начали незаконно, так еще и по плохому проекту. А если проект придется дорабатывать, это повлечет дополнительные затраты и, главное, перенос сроков завершения строительства минимум на несколько лет. В условиях нормального акционерного общества, каковым является ОАО «РЖД», это достаточное основание, чтобы поднять вопрос о смене менеджмента.
Вот и выходит: чтобы не выглядеть профнепригодными, нужно продавливать свой первоначальный проект во что бы то ни стало, несмотря на всю его ущербность. Чем это грозит жителям — и так понятно. Хорошо хоть местные власти пока что на их стороне, а значит, еще неизвестно, чем окончится противостояние.
Кстати, на слушаниях прозвучало и еще одно неожиданное признание: представитель РЖД обмолвился, что загруженность реконструируемой ветки может быть существенно ниже заявленной и вообще, мол, им самим этот проект не особо-то и нужен, так как сулит лишь убытки. Что же получается: местным жителям он поперек горла, Ленобласти не нужен, Каменногорскому карьеру грозит закрытием, портам Приморск и Высоцк достаточно будет нефтепроводов, да и РЖД все это не особо улыбается. Так зачем вообще тогда огород городить?