Маленькие крепостные
Первоклашек и их родителей загнали в тупик. Школы будут принимать заявления только от родителей первоклассников, проживающих на закрепленной территории
То, что новый порядок создаст множество проблем, было очевидно с самого начала. Во-первых, школы в Петербурге разные. Где-то учатся по более простой программе, где-то по более сложной, где-то изучают английский, а где-то французский или немецкий. Прежде родители выбирали школу, исходя из склонностей и способностей ребенка. Сегодня такие мелочи никого не интересуют.
Во-вторых, режим работы школ тоже разный. Где-то занятия начинаются в половине десятого утра, где-то в девять. Где-то со второго класса дети учатся шесть дней в неделю, где-то в пять. Где-то можно оставить первоклашку в группе продленного дня до семи вечера, а где-то надо забирать сразу после уроков. При выборе школы все это, опять же, играло большую роль. И, допустим, работающие мамы часто стремились отдать свое чадо в учебное заведение поближе к месту работы или к месту жительства бабушек-дедушек. Авторы же приказа, видимо, предполагают, что семилетний ребенок должен возвращаться из школы один — и дальше до вечера ждать дома родителей.
Наконец, есть немало людей, у которых старшие дети уже учатся в школе не по приписке. Кстати, в целом ряде случаев «неприписной» она стала уже после того, как ребенок туда поступил — отделы образования районных администраций, составляющие списки прикрепленных домов, периодически вносят в них корректировки, причем весьма существенные. Прежде младшие дети имели льготы при поступлении, но сейчас они отменены — мамам предлагается либо переводить старшего, либо отпускать его в школу в одиночку, либо каким-то образом разрываться между двумя учебными заведениями.
Есть еще один немаловажный нюанс. Когда школы переводили на подушевое финансирование, нам объясняли, что теперь они будут бороться за учеников — у директоров появится стимул повышать уровень образования, организовывать внеклассную работу, короче, реформировать работу своего образовательного учреждения так, чтобы все стремились попасть именно туда. Теперь выясняется, что ничего делать не надо: родители будут вынуждены идти в школы, невзирая на ее репутацию. Просто потому что их туда приписали.
Собственно, о проблемах, которые создаст многим петербуржцам новый порядок, «Новая» уже сообщала летом прошлого года. Честно говоря, мы надеялись, что городские власти обратят на них внимание и попробуют найти выход из ситуации.
Поначалу казалось, что так оно и будет. На запрос депутата Бориса Вишневского губернатор Георгий Полтавченко тогда ответил, что никаких проблем не видит. Но комиссия ЗС по образованию, культуре и науке их рассмотрела и единогласно приняла проект обращения в Минобр с просьбой откорректировать приказ и дать субъектам Федерации право самостоятельно устанавливать сроки второй (то есть неприписной) волны приема в школы. Комиссия также решила вместе с Комитетом по образованию и представителями роно разобраться с многочисленными жалобами граждан, чьи дома приписали отнюдь не к ближайшим школам. Однако это решение было благополучно забыто. И проект обращения не то что не отправили в Минобр, но даже на рассмотрение Собрания не вынесли.
В Комитете по образованию осенью журналистам говорили, что в правила приема в школы, скорее всего, будут внесены изменения, и просили не нагнетать и воздержаться от публикаций на эту тему. Однако никаких корректировок не последовало, и родители будущих первоклашек начали судорожно искать выход из того тупика, в который их загнали. Одним из наиболее популярных способов стала покупка липовых регистраций около желаемых школ. Другие готовятся организовывать дежурства и «жечь костры» перед 1 августа, надеясь попасть на свободные места. В наиболее востребованных школах мест к этому времени не будет, а в остальных — предсказать, сколь велико окажется количество родителей, которые будут переносить заявления из школы в школу, нельзя. И директора с некоторым ужасом ждут начала августа. Ну а родители… пьют успокоительные. Что им еще остается делать?
В феврале, когда проблема с поступлением встала во весь рост, и депутаты, и Комитет по образованию попытались принять меры. Комитет, в частности, предложил школам установить льготы для вторых детей — но только во время второй волны. Депутат Марина Шишкина отправила запрос губернатору. А ее коллега Алексей Ковалев внес законопроект о приписных территориях, согласно которому за каждой обычной школой предлагается закрепить весь городской район, а за специализированной (например, гимназия) — весь город.
У родителей проект вызвал неоднозначную реакцию — ситуация со школами в разных районах города неодинакова, и то, что хорошо для компактного Васильевского острова, рискует обернуться хаосом в Приморском районе. Но в любом случае прием в школы уже начался и менять правила игры поздно. По сути, на этот год остается лишь одна малюсенькая зацепка, позволяющая избавить мам и пап будущих первоклассников от многомесячной нервотрепки. Приказ Минобра позволяет школам начать прием заявлений у «неприписных» раньше 1 августа, если все приписанные дети уже зачислены. То есть теоретически сроки могут быть изменены, причем как для отдельно взятой школы, так и для города в целом.