К трезвым русским суд отнесся со снисхождением
Националист Максим Калиниченко приговорен к условному сроку.
В Петербурге к 2,5 годам условно приговорили националиста Максима Калиниченко, который, по версии следствия, подстрекал соратников к насилию в отношении сотрудников полиции. Относительная мягкость приговора (на фоне того, что прокурор требовал 7 лет колонии строго режима) объясняется тем, что «потерпевшие не настаивают на строгом наказании».
Максим Калиниченко. По версии следствия, активист, несогласный с результатами выборов, призывал к созданию «обстановки хаоса, нарушению общественного порядка, погромам и действиям, направленным на разрушение зданий органов госвласти».
Также Калиниченко инкриминировались аналогичные призывы к насилию, ранее размещенные на странице «ВКонтакте» (часть 4 ст. 33 и часть 2 ст. 318 УК РФ — подстрекательство к совершению применения насилия в отношении представителя власти). По версии следствия, активист, несогласный с результатами выборов, призывал к созданию «обстановки хаоса, нарушению общественного порядка, погромам и действиям, направленным на разрушение зданий органов госвласти». Оппозиционер, если верить властям, был заинтересован в недовольстве, поскольку «оно приводит к противоправным действиям».
Подсудимый свою вину отрицает. По его словам, сотрудники полиции сломали флаг, который у него был с собой, ударили в нос, понесли в автобус, уронили на асфальт и отказывались объяснить, за что он задержан. Оппозиционер считает, что вину понес: провел 10 суток под административным арестом.
Панферов, в свою очередь, вину частично признал и рассказал следователям, что 10 декабря 2011 года пошел на митинг на Пионерскую площадь, однако там ему сказали, что все происходит на Невском проспекте, и он с приятелем Александровым отправился туда. По дороге выпили 200 грамм водки. На Невском услышал лозунги «Даешь честные выборы!», «Русские, вперед!» и увидел, как хватают Калиниченко, который сопротивлялся и возмущался. Панферов побежал на подмогу (далее его показания полностью дублируют версию следствия). Подсудимый слышал выкрики в отношении сотрудников полиции, но не может сказать, слышал ли их конкретно от Калиниченко.
Зато оскорбительные выражения в свой адрес услышала сотрудница полиции Екатерина Силукова, она получила удар в грудь, по форменной каске и по ногам. Силукова свидетельствует, что лидер «Русской пробежки» призывал к применению насилия в отношении стражей порядка. Сам Калиниченко умышленных телесных повреждений не наносил.
Куйбышевский районный суд оставил без внимания или нашел несостоятельными почти все доводы защиты. Адвокаты настаивают, что на Панферова оказывалось давление, однако суд считает, что раз жалоб от самого фигуранта не было, то и поводов для беспокойства нет. Защитники утверждают, что манифест Калиниченко, опубликованный «ВКонтакте», находился в закрытом доступе. Суд ссылается на замдиректора по безопасности «ВКонтакте», который опровергает слова адвокатов.
Что касается того, что действия сотрудников полиции были в принципе незаконны, то суд нашел, что действия стражей порядка «не противоречат ФЗ «О полиции» и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку их деятельность «предусматривает применение мер по прекращению несанкционированного публичного мероприятия». Кроме того суд полагает, что Калиниченко знал о проведении согласованного митинга в другом месте, но все равно повел людей на Невский проспект.
Ключевым моментом стало то обстоятельство, что судмедэксперты не исключили, что травму Бабченко получил при падении, а не от удара. Изначально же сообщалось, что потерпевший получил сложный перелом ключицы в результате того, что его то ли ударил, то ли толкнул Панферов. Калиниченко в это время якобы выкрикивал «Бей ментов!». Однако в ходе процесса Центр по борьбе с экстремизмом предоставил суду видеозапись, на которой видно, что Бабченко получил травму в результате падения: он пытался догнать одного из молодых людей, выбежавших на проезжую часть Невского проспекта, зацепился за цепь ограждения тротуара и упал.
Несмотря на то что Калиниченко «умышленно разбудил у других лиц решимость в применении насилия в отношении сотрудников полиции, мужчина получил 2,5 года условно с испытательным сроком в 2 года. Он обязан встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства. В плюс активисту пошла характеристика с места жительства, работы, хроническое заболевание, а также то, что «потерпевшие не настаивают на строгом наказании».
Его соратник Панферов получил год условно с годовым испытательным сроком. Панферов раскаялся, имеет постоянный источник дохода и в первый раз привлекается к уголовной ответственности.
Приговор соратники Калиниченко, пришедшие на суд в футболках с надписью «Русский — значит трезвый», встретили бурными аплодисментами и выкрикиванием лозунга «Один за всех и все за одного». Адвокаты находят решение судьи Кирсановой соломоновым — вина признана, но срок условный.
Сам лидер движения «Русская пробежка» в первые минуты выглядел растерянным, из здания Куйбышевского суда он вышел через 20 минут после окончания заседания с огромной сумкой, сказал, что будет подавать апелляцию, займется здоровьем и попытается восстановиться в университете. Что касается организации «Русских пробежек», то Калиниченко пока не знает, вернется ли к ним, ведь любое правонарушение, в том числе административное, может вернуть его в тюрьму.
Калиниченко более года провел в следственном изоляторе «Кресты». За это время суд шесть раз продлевал его арест, а в деле сменилось три следователя. Обвинение мотивировало необходимость содержания активиста под стражей тем, что обвиняемый в совершении тяжкого преступления и ранее судимый националист может оказать давление на свидетелей или скрыться.