На хрена нам такое дофинуа
Недобросовестные петербургские муниципалы теперь сидят на иголках.
Траты муниципалов внимательно отслеживают активисты «Муниципальной пилы» (аналог «Роспила» Алексея Навального). В свой актив общественники засчитывают отставку главы МО «Георгиевский» Алексея Окуня, отмену десяти конкурсов, почетное место на полке антикоррупционных достижений занимает срыв банкета чиновников из МО «Сенной округ», которым не удалось за счет налогоплательщиков отведать картофель дофинуа и ризотто арборио.
«Надоело, что у нас разбитые дворы, дороги, — объясняет он. — И при этом «стабильность» и 146 процентов на выборах. Чиновники почему-то считают бюджет собственным карманом. Я понимаю, что воруются мои деньги. Я плачу налоги, а у меня не только их крадут, но и просят добавки в виде взяток».
Чиновники «Муниципальную пилу» не любят — на мероприятия стараются не пускать (активисты, например, с боем прорывались на презентацию скандального фильма о православии «Свои среди своих», который снял МО «Владимирский округ»). Собственно, и фильм народным избранникам пришлось показать, потому что члены «МП» растрезвонили повсюду, что деньги на агитку выделены, а кина, мол, нет.
«Мы нашли ответ на вопрос, как контролировать муниципальную власть. Мы дали активистам инструмент, при помощи которого ее можно и нужно контролировать», — говорит общественник.
Первые полгода они раскачивались: анализировали, писали статьи по закупкам муниципалов. Поднаторели быстро, познакомились с соратником Навального Владимиром Ашурковым и при помощи юристов проекта «Роспил» стали писать жалобы в ФАС, составлять тексты заявлений в СК РФ и прокуратуру. Сухарев характеризует ФАС как «один из самых работающих органов власти, при помощи которого можно отменять коррупционные конкурсы».
«Копают» всего три смелых портняжки. Раз в неделю с сайта госзакупок скачивают данные по всем текущим конкурсам муниципалов и анализируют их. К ним может присоединиться любой, кого достало, что кругом… обманывают. Тем более что, по словам активиста, поставить зарвавшегося чиновника на место нетрудно.
«Есть формальные признаки, которым должна соответствовать документация конкурса. Если есть серьезные нарушения (не указаны критерии закупаемой продукции, оказываемых услуг) — конкурс отменяют, — рассказывает Сухарев. — Поэтому, если мы находим коррупционный или попросту наглый конкурс (как это было с «Сенным округом», собиравшимся отметить 15-летие на миллион рублей, или с администрацией Калининского района, которые почти на миллион рублей собирались заказать различных видеороликов), пишем жалобы в ФАС, они назначают дату рассмотрения жалобы и выносят решение. Если жалобу признают обоснованной (у нас это происходит в 90% случаев), то могут вынести предписание об отмене конкурса либо об изменении конкурсной документации. Любая жалоба, признанная обоснованной, — это штраф должностному лицу, допустившему нарушение».
Активисты уже отменили конкурс по отчету главы Калининского района (предполагал барабанщиков и девушек-хостес), сотрудники администрации МО «Саперный» будут ходить пешком, автомобиль им не приобрели, а члены МО «Сенной округ» мало того что остались голодными (59 кг еды в мечтах), так еще и без фотографий (с интерактивным фотоальбомом за полмиллиона придется повременить).
Но основное достижение, по мнению активиста, то, что «мы обкатали схему работы и в скором времени запустим ее на сто процентов».
Пока истории о гурманах-чиновниках, которые хотят отужинать спаржей с белыми грибами и конфитюром из пармезана, установить ограждения газонов на 8,2 миллиона рублей, послушать лекции на 17 миллионов, описаны лишь в ЖЖ Сухарева, однако в начале апреля активисты запустят официальный сайт. Как и у «Роспила», у «Муниципальной пилы» появится офис, юристы и координатор проекта. На свою деятельность общественники будут собирать пожертвования — сейчас составляют бюджет. Обещают обойтись без дорогостоящих банкетов и миллионных презентаций на тему «Как отлавливать жуликов».
Главную задачу проекта собеседник «Новой» формулирует так: не только анализировать и отменять коррупционные муниципальные закупки, но и контролировать выполнение этих контрактов: будь то благоустройство, праздник или выпуск газеты.
Активисты изучили уловки слуг народа: например, чтобы независимый поставщик не нашел заказ, чиновники в конкурсных документах на сайте госзакупок намеренно печатают слово в латинской раскладке или заглавными буквами с пробелами.
Активист не исключает, что саркастичными ответами чиновников (и. о. главы «Сенного округа» Денисова уличила Сухарева в зависти) дело не ограничится. Но уголовных дел он не боится — слишком достало.