Вам петь или ехать?
Театр песни Аллы Пугачевой встанет поперек заложенной в генплане Петербурга магистрали.
Место для «бриллианта» (как презентуют проект примадонны) застолбили еще при Валентине Матвиенко — выделив 2,7 га целевым назначением. Подробности выдававшихся втихую согласований вскрылись только теперь: оказалось, что участок наезжает на зарезервированную под ЗСД территорию, а сам театр размещается посреди другой проектируемой магистрали — продолжения Морской набережной, призванной обеспечить жителям Васильевского острова связь с центральными районами.
Уже при Георгии Полтавченко доставшиеся ему в наследство чиновники матвиенковского призыва довершили дело: главный архитектор Юрий Митюрев завизировал эскизный проект культурно-делового комплекса, а председатель Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Юлия Киселева выдала градплан. Запросив этот документ, депутат городского парламента Алексей Ковалев обнаружил, что вываливаемый поперек двух дорог «бриллиант» сулит обернуться гигантской пробкой, а направленные на обеспечение строительства решения Смольного противоречат закону о Генеральном плане Петербурга.
На создаваемых рядом в водах залива намывных территориях планируется поселить 100 тысяч человек. Что еще больше усугубит и без того непростую транспортную ситуацию на Васильевском острове.
«Участок, предоставленный под Театр песни, находится на искусственном острове в устье реки Смоленки, — поясняет Алексей Ковалев. — К этому острову с двух сторон подходит магистраль, включенная в генплан, для подсоединения к ней уже построены через речку два моста. А по утвержденному под проект Пугачевой градплану здание театра встает поперек дороги, разрывая Морскую набережную на две части. Что теперь, мосты будут пешеходными, город их для Пугачевой строил?»
На создаваемых рядом в водах залива намывных территориях планируется поселить 100 тысяч человек. Что еще больше усугубит и без того непростую транспортную ситуацию на Васильевском острове. Заложенная в генплан магистраль должна была обеспечивать связь с материковой частью исторического центра. Но будущий театр, вставая поперек дороги, отсекает все пути. «Создается впечатление, что проектировщики вообще не брали в расчет ни существование генплана, ни интересы жителей», — возмущается депутат.
Директор Театра песни Пугачевой Юрий Голованов убежден, что никаких нарушений закона нет: «Дорога планировалась тут раньше, лет десять назад, а потом генплан претерпел изменения, теперь разработана иная транспортная схема, согласованная в принципе со всеми инстанциями». «Ничего подобного, никаких изменений генплана тут не было, — возражает Алексей Ковалев. — Вопрос о внесении изменений в части ликвидации зоны «У» рассматривался на комиссии по генплану в ноябре прошлого года. Но решение не было принято — в том числе и в связи с транспортной проблемой. Перенесли рассмотрение на май».
Пока же депутат Ковалев и еще два местных жителя обратились в суд с заявлением об оспаривании действий и решений правительства Санкт-Петербурга, направленных на обеспечение строительства Театра песни Аллы Пугачевой.
У градозащитников есть и другие претензии к этому проекту: в заявленной высоте комплекса (70 метров при разрешенных законом 40) они видят угрозу охраняемым панорамам. Дело в том, что русло Смоленки находится на одной линии с Невским, и пугачевский «бриллиант» вполне может выскочить в перспективе главного проспекта Петербурга, замаячив подле шпиля Адмиралтейства.
Минувшим летом Градостроительный совет уже рекомендовал инвестору умерить аппетиты, понизив театрально-коммерческий комплекс вдвое. Однако архитектор Сергей Орешкин (руководитель мастерской «А. Лен» — российского адаптера проекта британского бюро Populous) не теряет надежды обойтись отступным в 10 метров: «Планируем в мае вынести откорректированный проект на градсовет и отстоять высоту хотя бы в 60 метров. Тогда можно будет начать строить весной 2015 года».
Ранее Юрий Голованов заявлял, что не видит возможности кардинального понижения объекта, поскольку уменьшение доли деловой и коммерческой составляющих якобы не позволит окупить проект.
Справка «Новой»
Заказчик проекта — ООО «Театр песни Аллы Пугачевой», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит владельцу PMI Евгению Финкельштейну (51%), Кристине Орбакайте (32%) и Алле Пугачевой (17%).
Разработка проекта — британское бюро Populous при содействии петербургской архитектурной мастерской «А. Лен».
Первое постановление, разрешающее проведение изыскательских работ с целью определения возможности проектирования и строительства культурно-делового центра в устье Смоленки, датируется августом 2007 г. По условиям инвестдоговора объект надлежало сдать к 2011 г. Сроки неоднократно срывались, однако Валентина Матвиенко пролонгировала ранее выданные разрешения. В качестве оправданий принимались даже такие экстравагантные версии инвестора, как неожиданно обнаруженный в границах участка тектонический разлом в земной коре.
Проект, получивший статус социально значимого и представляемый Смольным как «центр, куда смогут приходить юные таланты, где они смогут чему-то научиться и начать карьеру», предусматривает сооружение концертной площадки-трансформера в 19 000 кв. м, гостиницы — 8200 кв. м, ресторана — 4400 кв. м, апартаментов — 31 070 кв. м, зоны развлечений — 15 100 кв. м и выставочного зала — 25 450 кв. м, где предлагается проводить показы мод и новых моделей автомобилей.