Зачем им членовозы
Губернатор ограничил аппетиты чиновников. В Смольном больше не смогут закупать машины дороже 1,1 млн рублей. Слугам народа придется довольствоваться Toyota Camry и Ford Mondeo.
Открытым, впрочем, остается вопрос, почему слуги вообще должны чем-то довольствоваться. «Новая» спросила чиновников и депутатов, зачем им служебное авто и чем плохо метро. Власть имущие рьяно отстаивали священное право на иномарку с водителем, хотя некоторые по здравом размышлении соглашались, что, в принципе, можно и без него, но… дел много и парковаться трудно. А на велосипеде — костюм испачкается. Видимо, у питерских чиновников костюмы получше, чем у мэра Лондона, который каждый день ездит на велосипеде.
Если необходимость служебных автомобилей для президента, премьера и губернатора объяснима, то понять, зачем председателям комитетов, которых немало, или рядовому депутату служебное авто, сложно. Тем более что, судя по декларациям, у парламентариев, например, в гаражах простаивают модели понадежнее «Лады-Калины».
Глава Комитета по благоустройству Владимир Абраменко на наш звонок даже как-то обиделся. Он заявил, что решения градоначальника не комментирует, служебным авто пользуется, на общественный транспорт пересаживаться не собирается.
Председатель Комитета по молодежной политике, 24-летний Никита Александров, несмотря на наличие собственной иномарки, также предпочитает служебный транспорт. Гипотетический отказ от «членовоза» он оценивает неплохо, и в этом случае, по его мысли, можно даже пересесть на общественный транспорт. «Когда приезжаешь к 8 утра в комитет, а выходишь в 23 часа, то, наверное, лучше воспользоваться общественным транспортом. Устаешь, внимательность теряешь, в аварию можешь попасть», — объясняет он.
Вопросы тем не менее остаются: например, чем в течение дня занят водитель, если шеф 15 часов торчит в кабинете? И зачем чиновнику личное авто, если его задача целый день сидеть на стуле?
Глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков сразу заявил, что готов пересесть на велосипед для популяризации велодвижения. Отказ от автомобиля, по его собственному признанию, его не убьет. К тому же, утверждает Мещеряков, он и так заядлый пассажир метро, благо станций теперь в районе много.
Если представители исполнительной власти со скрипом, но от персонального транспорта отказаться готовы, то парламентарии бьются за каждую пядь кожаного кресла служебного авто. Правда, не исключают вариант конвейера — нескольких общих машин для всех, которые можно вызывать при необходимости.
Для справки: на обеспечение депутата автомобилем и шофера из карманов налогоплательщиков тратится 150 тысяч рублей в месяц. В том числе и на депутатов-фантомов, которые не то что до своего округа, до Мариинского дворца доехать не могут. А авто, водители, 150 тысяч рублей — все как у людей. Вспомнить хотя бы нашего любимого Александра Салаева.
Яблочник Борис Вишневский без машины обходится, но с трудом (демократы отказались от автомобилей): «По утрам езжу на такси — тем более что надо по дороге завезти младшего сына в школу. В Смольный и так далее — тоже на такси. Иногда помощники подвозят, у которых есть машины». По его мнению, нужно организовать нормальный конвейер, откуда депутаты смогут вызвать машину в любой момент.
«Служебный автомобиль предоставляется для поездок в рабочее время по рабочим вопросам. Нецелевое использование автомобиля то же самое, что и нецелевое расходование. И за это необходимо привлекать к ответственности», — отчеканил депутат ЗакСа от ЕР Алексей Макаров.
Вместе с тем партиец поддерживает идею использования парламентариями как частных машин, так и предложенный Вишневским конвейер, а также признает, что «существующие дорого обходятся». На своей собственной он катается только по выходным.
Водитель Макарову нужен, как выяснилось, преимущественно для парковки. Плюс возможность работать в ходе поездки: «Удобно, когда можно работать с компьютером и документами».
Заработавшему в 2011 году свыше 213 миллионов рублей депутату Сергею Шатуновскому непременно нужна служебная машина. Своей у него то ли нет (судя по декларации, она действительно отсутствует), то ли ему денег на бензин жалко. «Много дел: пешком не успеть. Иногда нужно еще и документы отвезти в администрацию или комитеты», — говорит он. Время в дороге он, как и коллега Макаров, проводит с пользой — работает («звонки по телефону, решаешь проблемы, работа с документами»). Машина для Шатуновского — инструмент, как и компьютер: «Ко мне обращаются жители Центрального района, от которого я избран, с территорий, где нет депутатов, с различными просьбами — стараюсь помочь всем. Хоть я избран от 8-й территории — чувствую ответственность за весь Центральный район. Расстояния большие, а времени мало».
«Новая» попросила Шатуновского описать свой рабочий день, чтобы мы понимали, куда он так много ездит, что ему непременно нужна хорошая машина с шофером. «Рабочий день депутата — разный и зависит от количества его работы в рабочих органах ЗакСа и куда он делегирован от парламента. Остальное время посвящаешь работе с избирателями и на округе», — добавил собеседник.
К варианту конвейера политик относится нормально. Впрочем, он и к перспективе крутить педали относится спокойно. Тем более что у него «классный велик — с амортизаторами на передние и задние колеса». «Но зимой не очень комфортно кататься — костюм испачкаешь весь», — то ли шутит, то ли жалуется он.
Дословно
Георгий Полтавченко подписал постановление «О мерах по эффективному использованию средств бюджета Санкт-Петербурга при приобретении и аренде легковых транспортных средств». Согласно документу, исполнительным органам государственной власти, государственным казенным и бюджетным учреждениям Санкт-Петербурга запрещено размещать заказы на приобретение легковых автомобилей стоимостью свыше 1 миллиона 100 тысяч рублей.
Этим же постановлением ограничивается стоимость аренды легковых автомобилей (с водителями) мощностью до 199 лошадиных сил. Ограничения распространяются на все органы исполнительной власти, бюджетные и казенные учреждения. Для автономных учреждений, ГУПов и ОАО со 100% участием Санкт-Петербурга они являются рекомендательными.
Былое
В 2011 году в Смольном решили, что арендовать авто будет дешевле, однако вышло дороже. Так, если в 2010 году Смольный потратил около 50 млн руб. на обновление автопарка, то в 2011-м только на автотранспортное обслуживание одного Комитета по благоустройству было выделено 21,5 млн руб.
Кстати
15 марта 2013 г. ГУП «Горэлектротранс» приобрел Volvo S80 с маршрутным компьютером и креплением для детских креслиц за 1,55 млн руб. Такую же машину, но за 1,6 млн летом 2012 г. приобрел Комитет по земельным ресурсам. Подконтрольный Комитету по культуре БКЗ «Октябрьский» в октябре 2012 г. обзавелся Range Rover’ом с развлекательной системой для пассажиров за 5,5 млн. ГУП «Петербургский метрополитен» заплатил 1,3 млн за Ford Mondeo в комплектации Titanium.