Тайна третьего этажа
5 апреля состоится заседание Кировского районного суда, на котором может быть вынесено решение по делу журналиста Михаила Федорова.
Журналист просит признать незаконными действия территориальной избирательной комиссии (ТИК) № 7, которая препятствовала его деятельности по освещению выборов президента РФ 4 марта 2012 г.
В наблюдатели Федоров пришел на волне протеста против фальсификаций на выборах в 2011–2012 гг. В его случае — в муниципальном образовании «Красненькая речка», где в 2011 году больше 90 % жителей избрали Валентину Матвиенко в Совет Федерации. Федорову, как и многим другим, не поверилось в такое единодушие жителей района, где Матвиенко, мягко говоря, была не очень популярна. С тех пор он решил сам контролировать выборы. Для чего и пошел в корреспонденты «Гражданского голоса».
Проблемы с ТИК № 7, находящимся в здании администрации Кировского района, начались у него за месяц до выборов.
9 февраля 2012 г. на заседании ТИК должны были утверждаться имена председателей участковых избирательных комиссий (УИК). От этого зависело, какие результаты на выборах выдадут УИКи. Федоров решил написать об этом мероприятии и, вооружившись телефоном с видеокамерой и удостоверением корреспондента газеты «Гражданский голос» с фотографией журналиста, указанным сроком действия, подписью редактора, печатью и т. п., — отправился в зал заседания.
Однако некая дама, как впоследствии выяснилось — Анастасия Шубина, член ТИК с правом решающего голоса, стала выпроваживать журналиста из зала. Ей удалось убедить Федорова подождать снаружи: пока, мол, комиссия не вынесет решение о его допуске на заседание. Журналист согласился и стал терпеливо ожидать за дверью. Через некоторое время двери распахнулись, и к его удивлению из зала стали выходить члены территориальной комиссии: заседание закончилось. Шубина просто обманула его.
Михаил решил снова зайти, чтобы добиться хоть каких-нибудь комментариев.
Между ним и Шубиной произошел следующий диалог (расшифровка видеозаписи с телефона журналиста, представленная в суде):
Шубина: Нет, если вы думаете, что не можете на заседании снимать, то сейчас можете? Вы даже удостоверения не показали.
Ф.: Простите, но я его показывал. Вам же непосредственно.
Ш.: Это не удостоверение!
Ф.: Нет, это удостоверение, я вас уверяю. Это именно удостоверение представителя СМИ.
Ш.: Вы не имеете права!
Ф.: Нет, я имею право.
(Далее Ш. пытается вырвать у Ф. из рук смартфон, срывает с него кепку.)
Ш.: Вы не имеете права снимать!
Ф.: Нет, я имею право снимать. Вы как должностное лицо имеете право вызвать полицию.
Ш.: Я не должностное лицо. (неразборчиво)
Ф.: Тогда представьтесь, пожалуйста.
Ш.: Вы не имеете права снимать! (уходит, так и не представившись)
Михаил написал заявление в суд, в котором попросил признать незаконным то, что его не пустили на заседание. В ходе судебного заседания выяснилось (это показали члены ТИК), что просьбу ждущего в коридоре журналиста комиссия просто проигнорировала. Тогда Федоров изменил предмет иска. На этот раз он адресовал его Шубиной и ТИКу — за бездействие, выразившееся в «необеспечении условий для освещения журналистом работы комиссии».
Следующее столкновение Федорова с ТИК № 7 произошло в день выборов. Журналист заранее письмом уведомил комиссию, что собирается освещать их работу.
4 марта за полчаса до открытия ТИК Федоров в сопровождении оператора петербургского телеканала «ПитерТВ» Сергея Родионова появился в здании Кировской администрации. Вход на первый этаж был свободен. Однако к помещениям ТИК на третьем этаже, в частности к кабинету 395, который и указан в адресе ТИК, вела лестница через турникет. Полицейские наверх пускали только по списку или по пропускам членов ТИКа или районных УИКов.
В 8 утра, сразу после начала работы ТИКа, журналисты предприняли первую попытку пройти на третий этаж. Разумеется, ни Федорова, ни Родионова в списках не было, а полицейские и слыхом не слыхивали ни о каком письме, поэтому категорически отказались пропускать их через турникет.
«Мы не слишком удивились, потому что в парламентские выборы в декабре 2011-го все было точно так же, — говорит Михаил. — Мы пытались убедить полицейских, а также членов и председателя ТИК дать нам возможность исполнять свой долг по освещению выборов, но нам каждый раз отказывали, ссылаясь на отсутствие в списках».
В суде ТИК оправдывался тем, что вся работа комиссии была организована на первом этаже. Там действительно стоял стенд с увеличенным протоколом о внесении результатов по УИК. Но больше в течение дня там ничего не происходило, только к вечеру появилась какая-то видимость активности.
После окончания голосования в ТИКе стали появляться первые посланники УИКов с пачками и мешками бюллетеней. Минуя первый этаж, где якобы проходила вся работа комиссии, они проходили на лестницу, ведущую на третий этаж, куда не пускали журналистов. На видео, снятом Сергеем Родионовым, четко видно, как люди с мешками направляются через турникеты, а в ответ на вопросы Федорова отворачиваются или хамят.
«Я не то что подозреваю — я полностью уверен, что председатели УИКов переписывали протоколы именно в ТИКе, там, куда не пускали журналистов и наблюдателей. Есть видео даже из вестибюля, где они переписывали протоколы и вбрасывали недостающие бюллетени, что уж говорить о закрытых для нас помещениях», — уверен Федоров.
До официального расследования доходят единицы из тысяч свидетельств о нарушениях на выборах. До суда еще меньше. Возможно, суд по «делу Федорова» 5 апреля может оказаться итоговым. Поэтому для него очень важно общественное внимание.
Заседания Кировского райсуда по обоим эпизодам состоятся 5 апреля 2013 года в 10 (первое дело) и в 12 часов (второе) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, 38, зал 210.
Для получения дополнительной информации по делу можно обратиться к юристу Фонда Дарье Сухих по телефону (812) 760 03 66 или по адресу [email protected].