Жаркие споры о зимней ярмарке
Строгому Росси опять хотят поддать буйства стихийного рынка.
Какая весна, такие и поводы для весеннего переполоха: в разгар (бррр) марта с новой силой разгорелась дискуссия о том, стоит ли превращать одну из самых гармоничных классических площадей Петербурга в балаган.
Гублю твой строгий, стройный вид
Традиция проводить Рождественскую ярмарку на площади Островского пришла в голову еще «команде молодых менеджеров» Валентины Матвиенко. Затея развернуть балаган в классических декорациях Росси вполне соответствовала вкусам тогдашней градоначальницы, не утратившей и в преклонные лета детской тяги ко всему яркому и блестящему. Равняя бедность и бледность, принимая осознанную умеренность за признак нехватки средств, уроженка знойной украинской провинции вполне искренне, должно быть, стремилась придать шику этому старомодному неулыбчивому господину по имени Петербург — перелицевать его вечно застегнутый на все пуговицы строгий мундир, добавить фестончиков и люрексу…
Семь лет кряду в разгар предновогодней суеты подступы к Александринскому театру захватывали разномастные ларьки — торгующие колбасой и салом, валенками, носками, китайскими игрушками. Городились какие-то аляповатые арки из оклеенных разноцветной бумагой панелей, гремела музыка, вопили затейники, поощряя детишек пойти в пляс вокруг какого-нибудь зайчика-гидроцефала или пугающего ходячего мобильника компании-спонсора.
Затем переместился сюда и каток (после того как через суд удалось освободить от этой затеи Дворцовую площадь).
Организаторы ярмарки активно внедряют тезис о благотворительной ее миссии.
Отчитываясь по последней, сообщали на своем официальном сайте: «27 декабря вице-губернатор Сергей Козырев и главы крупнейших энергетических компаний сделали, пожалуй, самый масштабный подарок всем детям. Для несовершеннолетних посетителей каток и прокат коньков были доступны совершенно бесплатно». Просто аттракцион неслыханной щедрости — для крупнейших-то энергетических компаний.
Кстати, раздел ярмарочного офсайта «Сувениры и угощения» представляет перечень весьма странный для проекта, активно подаваемого как череда мероприятий в пользу детей-сирот: рекламируются заведение бельгийской кухни, предлагающее 100 сортов пива, швейцарский пивной ресторан, испанский привет в виде «богатой линейки вин и крепкого алкоголя», «Русская рюмочная № 1» и Музей русской водки, каковую предлагается отведать «под аккомпанемент традиционных блюд от стерляди до блинов с осетровой икрой».
Такое вот оригинальное воплощение девиза последней, VII рождественской ярмарки — «Все флаги в гости будут к нам!», собравшей 18 стран-участниц. Не накатишь — не доедешь.
Пока кто-то наслаждался жизнью под аккомпанемент стерляди и блинов с икрой, жизнь Александринки едва не сошла на нет под аккомпанемент разошедшегося у ее стен веселья.
«Каток и ярмарка очень мешают академическому театру. В репетиционных залах невозможно работать из-за гремящей с катка музыки. Приходится вставлять в окна поролон и пенопласт, чтобы хоть как-то уменьшить звук с улицы», — жаловался главный инженер театра Анатолий Тесленко.
Поклонники Мельпомены, не расставшиеся со своей привычкой направляться сюда не за колбасой, а за пищей духовной, вынуждены были проявлять чудеса изворотливости и христианского терпения, преодолевая ларечные кордоны и пробиваясь сквозь толпы гуляк (движение по боковым проездам перекрывалось почти на месяц — что добавляло проблем всем горожанам, усугубляя и без того непростую дорожную ситуацию в этом районе).
Выражали недовольство и посетители Публичной библиотеки — на несколько недель лишавшиеся возможности спокойно работать из-за ярмарочного гвалта под окнами.
Ларьки международного значения
В середине минувшего декабря деятели искусств (Лев Додин, Михаил Пиотровский, Валерий Фокин и другие) обратились к Георгию Полтавченко с просьбой изменить дислокацию Рождественской ярмарки: это шумное мероприятие мешает проведению спектаклей в Александринском театре, отмечалось в письме.
Но приготовления к ней уже были в полном разгаре, и в тот момент принять кардинальное решение не представлялось возможным. Хотя, выступая на открытии ярмарки, вице-губернатор Василий Кичеджи пообещал, что здесь она проводится в последний раз: «Ярмарка — дело хорошее, но все-таки не здесь, в историческом месте. Найдем другое. И я уверен, что оно привлечет еще больше народа», — заверил Василий Николаевич.
Однако те, кто привык делать свой бизнес именно тут, как видно, вовсе не намерены сворачивать лавочку.
Неожиданно в дискуссию вступила такая непрофильная структура, как представительство МИДа. К излету марта оно обратилось к губернатору Петербурга с просьбой не переносить ярмарку с площади Островского. Казалось бы, какое МИДу дело до размещения торговых ларьков и коллективного исполнения песенок про елочку? К перечисленным на официальном сайте обязанностям представительства МИДа отнесены обеспечение взаимодействия министерства с органами госвласти субъектов РФ, участие в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ при осуществлении субъектами РФ своих полномочий в области международных связей и прочее. Про участие в определении дислокации торговых павильонов и балаганных площадок вроде ничего нет. Дипломаты нашлись.
«Представительство МИД России в Петербурге… выступает за сохранение площади Островского как традиционного места проведения одного из крупнейших международных рождественских мероприятий в России», — заявляется в послании к губернатору северной столицы.
Да и что, в самом деле, вековые традиции петербургского градостроения, обеспечившие чистоту и лаконичность, завершенность наших ансамблей, в сравнении с аж семилетней привычкой захламлять один из них всяким кичем?
Неприкосновенность этого ансамбля, кстати, охраняется ЮНЕСКО — но что-то не приходилось до сих пор слышать, чтобы представительство МИДа заступалось за него и вспоминало о международных обязательствах России, когда замысел великого Росси разрушался по мере роста новой гостиницы, отстроенной тут по проекту архитектора Евгения Герасимова.
Отторжение торжища
В ответ на фееричное выступление представительства МИДа, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин вынужден был вновь обратиться к Георгию Полтавченко с открытым письмом:
«Традиция» ярмарочных мероприятий на площади Островского, возникшая всего несколько лет назад, может быть и выгодная определенным коммерческим структурам, была откровенно нелепа и шла вразрез со строгостью и стройностью великолепного ансамбля К. И. Росси… Проведение ярмарок на площади Островского мешает петербуржцам и гостям города любоваться совершенством и гармонией творений великого зодчего.
Превращение классического центра города в масленичный луг, в торжище с развлекательными аттракционами к тому же создает транспортную проблему, дестабилизирует работу находящихся здесь учреждений культуры — театра, библиотек, музеев, учебных заведений, создает невероятные сложности для их посетителей.
Обращение к Вам представительства МИД в данном случае является абсолютно необоснованным, идущим вразрез с подлинными интернациональными традициями города. Если действительно говорить о традициях, то «все флаги» прибывали в гости на берега Невы в районе старинной Петербургской стороны, где и находились первые торговые места нашего города. Возможно, там и следовало бы поискать место, где данное мероприятие, ничуть не умаляя значение международного сотрудничества, не создавало бы помех и было бы в радость людям».
А и в самом деле, если бы, избавившись от проекта «Набережная Европы», город настоял на возвращении к давним планам создания парковой зоны — тут, вблизи исторического Тучкова буяна, нашлось бы место и Рождественской ярмарке.
Авторитетнейший исследователь классического Петербурга профессор Владимир Лисовский полагает, что самым логичным стало бы размещение ярмарки на территории одного из исторических рынков. «Например, Никольские ряды (нынче тихо разрушающиеся) прекрасно для этого подходят или Апраксин двор, если привести там все в порядок. Если уж мидовские сотрудники говорят о традициях, так тогда лучше было бы обратить свои взоры к Гавани — это центр морского фасада, где ж, как не там «все флаги в гости будут к нам»… Никак не на площади Островского. Это одно из самых знаменательных мест, выдающееся по своей красоте. Оно несовместимо ни с какой ярмаркой, не нужно этого там! Она вносит недопустимую мельтешню в строгую классическую картину. Там ведь и места-то особенно нет, ларьки ведь теснятся по периметру сквера, забивая пространство, лишая площадь необходимого воздуха. А уродовать ансамбль Росси, пусть даже временно, совершенно недопустимо», — убежден профессор.
Остается надеяться, что Георгий Полтавченко прислушается к мнению специалистов в области культуры, а не торговли, когда будет принимать окончательное решение о дальнейшем предназначении одного из выдающихся ансамблей нашего объекта всемирного наследия.
А представительству МИДа хочется пожелать расширить горизонты, задумываясь о международном авторитете Петербурга: его, надо думать, в гораздо большей мере формирует отношение к хранимому достоянию всего человечества, нежели убогий навар от трехнедельной ларечной торговли.