Разрушители заплатят
Штрафы за причинение ущерба памятникам возрастут до 60 миллионов.
Предложенные Георгием Полтавченко меры по усилению ответственности за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия распространяются на всю Россию: закон о внесении необходимых изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях подписан президентом Владимиром Путиным.
До сих пор санкции за самовольный демонтаж исторического здания или несанкционированные работы в охранной зоне были несопоставимы с извлекаемой застройщиками прибылью и стоимостью получаемых под сомнительные инвестпроекты земельных участков. Достаточно напомнить, что «нечаянное обрушение» домов № 114 на Невском проспекте и № 5/19 на Литейном обошлось в 20–30 тысяч рублей. При этом далеко не всегда наложенные штрафы удавалось истребовать — примерно лишь в каждом третьем случае. Например, попытка региональной службы Госстройнадзора наказать ООО «Вектор», самовольно снесшее Дом Рогова, была отбита в суде, который отменил вынесенное службой решение о взыскании 500 тысяч рублей.
Но знаковое для Петербурга здание пушкинской поры, за спасение которого градозащитники бились шесть лет, как будто саму свою погибель обратило в помощь еще живым собратьям: именно трагическая развязка истории с Домом Рогова заставила Георгия Полтавченко заявить о необходимости серьезно ужесточить ответственность за подобный «беспредел».
Это требовало изменения административного Кодекса РФ через федеральный закон, проект которого по предложению губернатора Петербурга и был внесен в Госдуму главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Нижняя палата приняла его 17апреля, через десять дней утвердила верхняя, а глава государства подписал в канун Дня Победы.
Как рассказал «Новой» депутат городского парламента Алексей Ковалев (участвовавший в доработке этого документа), изначально внесенный госпожой Матвиенко законопроект содержал ряд перекосов и упущений. Так, под его действие не попадали выявленные объекты культурного наследия, а для работников госорганов охраны памятников предусматривались гигантские (до 10 миллионов) штрафы за несущественные нарушения. При этом лоббисты интересов строительного рынка пытались в разы снизить размеры взысканий применительно к нарушителям от бизнеса (с 20 млн до 500 тысяч). Эти попытки удалось отбить, а первую версию законопроекта существенно доработать и улучшить. В итоговом документе уточнена ответственность работников госорганов — штрафы на них будут налагаться в тех случаях, когда их действия или неисполнение предписанных обязанностей привели к разрушению объектов наследия (до 600 тыс.). Закон берет под защиту и выявленные объекты культурного наследия.
В целом многократно увеличены штрафы за нарушения требований сохранения, использования и госохраны памятников и их охранных зон, за уничтожение или повреждение объектов наследия и неисполнение обязанностей по их сбережению. Уничтожение или повреждение таковых грозит юридическим лицам штрафом до 20 млн рублей, а когда речь идет об особо ценных объектах наследия народов РФ либо включенных в Список всемирного наследия — до 60 млн.
Если раньше чиновник, незаконно предоставивший участок из состава земель историко-культурного наследия и посодействовавший неправомерному изменению их режима, рисковал смехотворной суммой в 4–5 тысяч, то теперь штраф за такие деяния возрастает до 400 тысяч.
Дополнительную защиту получают археологические объекты: если обладающие признаками таковых артефакты обнаруживают при производстве земляных, строительных или иных работ, но не останавливают их, игнорируя предписание органов охраны памятников, то штраф для юрлиц может составить до 5 млн; а если при этом объект был уничтожен — то и все 10.
За работы без разрешения госоргана охраны памятников юрлицам придется выложить до миллиона (прежде эта сумма не превышала 30 тысяч). По этой же статье штрафы для должностных лиц увеличены с 2–3 тыс. до 20–300 тыс., для частных лиц — с 1–1,5 тыс. до 15–100 тыс.
Законом устанавливаются и новые сроки давности по административным делам, связанным с разрушением или уничтожением объектов культурного наследия: раньше он составлял всего два месяца, теперь увеличивается до года.
Алексей Ковалев оценивает принятый закон как существенный прогресс в деле сохранения культурного наследия и большую победу петербургского градозащитного движения, которая послужит всей стране. Вместе с тем рядовая историческая застройка по-прежнему не имеет надежной защиты, а именно она — во всей своей совокупности и целостности, а не отдельные памятники — составляет уникальную особенность Петербурга. Проблему могло бы решить присвоение нашему городу статуса достопримечательного места.
«Как известно, объект под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но на российском уровне он никак юридически не защищен, нет такого объекта в государственном реестре памятников, — напоминает Ковалев. — Но в федеральном законе прописан статус «Достопримечательное место» (его определение полностью совпадает с определением Конвенции о всемирном наследии), все оно целиком признается памятником. А за разрушение памятников у нас предусмотрена уголовная ответственность. И если бы Петербург в тех границах, в которых он является объектом всемирного наследия, получил статус достопримечательного места, это защитило бы всю его историческую застройку».
По словам Алексея Ковалева, Министерство культуры не против предоставить такой статус нашему городу. Но прежде должна быть разработана необходимая документация по границам и режимам использования, предметам охраны. Это серьезное и многотрудное дело: при составлении паспорта достопримечательного места необходимо описать все виды, композиционные решения, здания и проч.
Эксперты оценивают стоимость такой работы примерно в 20 млн рублей. Конкурс на ее проведение обещали провести еще в прошлом году, но до сих пор этого так и не произошло.
Подписанный Владимиром Путинным закон вступит в силу в течение 90 дней с момента официального опубликования. И велика опасность, что найдутся желающие поторопиться с ликвидацией мешающих их бизнесу исторических объектов, воспользовавшись общественным затишьем наступающего сезона отпусков. Будем бдительны.