Второе пришествие Миллера
«Газпром нефть» готовит почву для строительства на Охтинском мысу.
Позорная история с попыткой посадки на берегах Невы 400-метровой кукурузы ничему не научила ее незадачливых селекционеров. Они вновь выбирают грабли. Похоже, структура Газпрома реанимирует планы застройки «Петербургской Трои» — от Смольного требуют поднять здесь планку высотных ограничений до 100 метров.
Хотелка усохла,но не отпала
По данным источника «Новой», из ОАО «Газпром нефть» ушло письмо на имя губернатора Санкт-Петербурга, представляющее позицию этой компании относительно предельных высотных параметров, которые должны быть установлены для находящегося в ее собственности участка на Охтинском мысу.
Хотят 48 метров для застройки по уличному фронту и 100 метров — для локальной доминанты. Такие параметры были прописаны в Законе о Правилах землепользования и застройки, но решением суда признаны принятыми с многочисленными нарушениями, а потому не действующими в границах зон охраны объектов культурного наследия. К таковым относится и участок с адресом Красногвардейская пл., 2, в госреестр внесен объект культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Охтинский мыс: культурный слой V тыс. до н. э. — ХХ в.». Согласно п. 3 ст. 35 федерального закона № 73, характер использования таких территорий, ограничения и требования к проектированию и строительству на них определяются органом охраны памятников (в том числе высотные параметры), которые затем вносятся в правила застройки.
До последнего времени ЗАО «ОДЦ «Охта» заявляло, что концепция возможного развития их участка на Охтинском мысу не определена. Ждут, мол, когда КГИОП примет режимы использования этой территории, после чего и решат, что тут выгодно строить. Однако теперь, упреждая завершение этой работы КГИОП, поспешили затребовать 100 метров — как бы про запас, не имея четкого представления о том, для чего им это надо.
При этом, по оценкам археолога Петра Сорокина, руководившего раскопками на Охтинском мысу в 2006–2009 гг., явившими миру «Петербургскую Трою», существенная часть территории остается недоисследованной: порядка 6 тысяч квадратных метров культурного слоя и сооружений эпохи Средневековья и Нового времени, около 20 тысяч — слоев эпохи неолита и раннего металла.
А значительная доля обнаруженных археологических объектов в отсутствие консервации рискует подвергнуться полному разрушению.
Угроза Смольному
Между тем еще в 2009 году госэкспертизой, выполненной НИПЦ генплана СПб для правительства Санкт-Петербурга (и согласованной КГИОП и КГА), было установлено: сооружение в устье Охты 100-метровой доминанты окажет негативное воздействие на охраняемые исторические панорамы. Что же касается допустимого уровня фоновой застройки по уличному фронту, то на публичных слушаниях тогдашний зампредседателя КГА Виктор Полищук признавал: тут и 48 метров много, но-де приходится идти на уступки ради объекта особой значимости.
После отмены скандального постановления о строительстве «Охта-центра» «стратегический инвестор», как известно, убрался вместе со своей значимостью в Лахту (задрав нос еще на сотню метров, с 400 до 500). Но ему все мало — нынче желает выжать по максимуму еще и из зоны своего поражения при Ниеншанце. Глядишь, не сегодня завтра примутся шантажировать губернатора, грозя взыскать «упущенную выгоду».
Хотя, когда миллеровцы остановили свой выбор на Охтинском мысу, допустимый регламентом высотный максимум составлял там 35 м (при положительном заключении историко-культурной экспертизы — до 48 м). И объединение земельных участков под строительство «Охта-центра» было противозаконным — к такому выводу пришло недавно Управление ФАС по Санкт-Петербургу, проведя проверку по заявлению депутата Алексея Ковалева (информация о выявленных нарушениях направлена в правоохранительные органы, но дело решили прекратить в связи с истечением срока давности).
Оценить, чем чревато появление на Охте здания даже в 60 метров, можно и без дополнительных экспертиз. Наглядная модель в натуральную величину выполнена строителями: многоэтажка, возведенная на Большеохтинском, 9, теперь торчит в панораме Смольного собора — в створе Шпалерной улицы. И от этой многоэтажки до предполагаемого места строительства нового комплекса от ОДЦ «Охта» всего несколько сот метров. Прогнозируемый эффект убийственен.
Зная методы и повадки «компании № 1», можно представить, с каким хамским нахрапом примутся они теперь продавливать нужное им решение. В преддверии очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Петербург рискует вновь оказаться в эпицентре скандала с прогнозируемым международным резонансом. На фоне появившихся слухов о заказанной против действующего губернатора Петербурга пиар-кампании (старт которой прогнозируют на начало летнего сезона) история с новым заходом Миллера должна восприниматься как серьезная угроза Смольному — и не только как жемчужине нашей архитектуры.
Для нынешнего руководства города уступка Газпрому будет иметь самые сокрушительные последствия. Петербург, отразивший первую атаку на Охтинский мыс и вырвавший эту победу пятью годами упорного консолидированного сопротивления, не простит сдачи позиций. Но в своей решимости держать линию обороны Петербурга генерал Полтавченко может рассчитывать на Город, который встанет за его спиной единым фронтом. И разумеется, опираться на выводы беспристрастных экспертов — именно их профессиональный расчет, определяющий пределы допустимого, должен лечь в основу ответа на запросы «Газпром нефти».