Все чудеса кончаются
На уникальном острове Койонсаари в Северном Приладожье (Республика Карелия) вовсю идет строительство коттеджей.
Лесной кодекс РФ запрещает капитальное строительство в лесах, но на берегу уже возведены «под крышу» два двухэтажных дома. По словам строителей, планируется застроить как минимум 800 метров прибрежной зоны.
Шли лесом
Койонсаари удивителен своими пляжами. Чистый песок, прозрачная вода, чуть ли не морской прибой — словно в суровый северный пейзаж Ладожских шхер попал кусочек Полинезии. Так как остров стал местом паломничества самой разной публики — от любителей эзотерических практик до материалистов-рыбаков, — количество мусора на берегах росло, и вывезти его было не под силу даже самым идейным посетителям — в лодку много не загрузишь. Тут появился добрый дядя, который для начала наладил вывоз мусора.
А вот и дядя
Несколько лет назад у острова появился арендатор, который построил мост. Надо отдать должное, «администрация острова» (так она сама называла себя на информационных табличках) выставила охрану, которая машины не пропускала, а пешеходов и велосипедистов — пожалуйста. До недавнего времени «администрация» не препятствовала и субкультурным тусовкам, благодаря чему Койонсаари получил в народе название Остров фестивалей. На песчаных пляжах исполнялись этнические танцы, звучали флейты и барабаны, бродили люди в пестрых псевдоиндийских костюмах.
Арендатор установил контейнеры, за мусором регулярно приезжал трактор — это оправдывало появление моста. Повсюду развесили информационные щиты о восстановлении популяций животных и почвенного покрова. Это и впрямь походило на чудо: образцово-показательные арендаторы без корыстных интересов сохраняют остров для потомков. На деле, увы, оказалось не совсем так.
Цивилизация
Вслед за мостом на острове появились дороги. Загадка, как арендатору удалось согласовать такое масштабное дорожное строительство в лесном фонде. По словам строителей, в аренде находится не вся территория острова, а лишь прибрежно-защитная полоса, дороги и ЛЭП. Это объяснимо: при существующих ставках на аренду взять под рекреацию весь остров мало кому под силу.
Получается, что пользователь Койонсаари сначала построил дорогу на государственной земле, а потом ее же взял в аренду. Возникает вопрос: кто разрешил ему это сделать и на каких основаниях? В лесном фонде могут строиться только противопожарные и лесовозные дороги. Во втором случае требуется аренда под поруб, чего, к счастью, не было. Широкие дороги с хорошим грунтовым покрытием на противопожарные не тянут, да и многовато их для борьбы с пожарами. Но если они и были так оформлены, то почему государство отдало их в аренду частнику?
Вдоль главной дороги провели ЛЭП и даже телефонную линию. А в конце дороги, вблизи пляжа построили фундамент на железобетонной плите. Согласно СНиПу, признаком капитальности сооружения является наличие ленточного фундамента или ЖБ-плиты. Таким образом, арендатор проигнорировал Лесной кодекс, запрещающий строить капитальные сооружения в лесах.
Парад арендаторов
Кто же таинственный арендатор, позволивший себе столь вольное прочтение законов? Посетители Койонсаари наблюдали, как на острове несколько лет подряд с 4 по 8 августа высаживались «элитные» гости. Кто-то швартовался на дорогой яхте, кто-то прилетал на вертолете. Одновременно на острове появлялись сотрудники полиции (!), которые охраняли покой избранного общества. Источник в ближайшей районной больнице, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что врачи получали официальные циркуляры о необходимости быть готовыми обеспечить охрану здоровья «государственного лица». Почему местные обитатели окрестили место, где сейчас находится фундамент на ЖБ-плите «дачей Степашина», неизвестно, но название прижилось.
На остров Койонсаари вип-персоны в разгар лета прилетают на вертолетах
Официальный арендатор острова — скромная компания под названием ООО «Коэнсаари» (в такой транскрипции), зарегистрированная в поселке Куркиеки Лахденпохского района Карелии. Но реальным пользователем острова является кто-то более серьезный. Известно, что обширные лесные массивы в Лахденпохском районе были переданы в аренду под поруб крупной лесопромышленной фирме «Норд Интер Хауз», директором которой был ныне покойный Марк Коган. В связи с этим местные жители полагали, что и Койонсаари отдали Когану под рекреацию.
После его смерти произошла переуступка прав аренды (по другим сведениям — передача в субаренду) прибрежной полосы острова двум разным арендаторам. Владельцем Первого песчаного пляжа стал, по неофициальным сведениям, некто Орехов — коммерсант из Петербурга. Недавно там появилось несколько бытовок, ангар для лодок, а также некое подобие круглой дощатой сцены. Песчаная береговая полоса в некоторых местах огорожена ленточками. Рядом висят плакаты, призывающие не ставить на берегу палатки, ибо идет «восстановление естественного ландшафта острова».
Как сказали охранники, в восстановление ландшафта входит уборка, устранение кострищ и подвязывание упавших деревьев. В общем, если не считать находящегося неподалеку фундамента «Дачи Степашина» и того, что творится на соседнем, втором пляже, то картина выглядит вполне благостно.
Арендатор второго пляжа (опять-таки по очень неофициальным сведениям) — некто Кречет, владелец ООО «Аалто», ликеро-водочного завода из райцентра Лахденпохья. Именно на втором пляже развернулось строительство коттеджей.
Как сообщили участнику движения «Открытый берег» Илье Пинигину охранники острова, арендатор второго пляжа «вырос на этом острове и очень его любит», «борется против мусора, выгнал отсюда всех фестивальщиков» (это правда — с нынешнего года фестивали и большие компании пускать перестали). Он ведет строительство, приезжает раз в две-три недели, раздает указания и уезжает, с уважением передали охранники. И добавили: «Были тут разные комиссии. Видели стройку, но нарушений не нашли».
Застройка в целях охраны природы
«Переживаете? Все равно тут все застроят», — по словам прораба, который наотрез отказался назвать свое имя, лично ему поручено построить пять домов. Помимо этого, чуть в стороне будет построен 60-метровый бассейн.
«Администратор острова» Сергей Шварев считает, что у арендаторов острова все по закону: «Нет, проекта у меня нет, и они такую информацию в общественный доступ не выкладывают. А вообще у них все согласования получены. На остров постоянно приезжают проверки, то от лесничих, то от Министерства природных ресурсов. Какая планируется застройка? Коттеджи на берегу, а чуть поодаль — СПА-центр и кафе. А почему вы вообще так волнуетесь?»
На наше возражение, что застройка леса, да еще на таком уникальном острове, не совсем законна, Шварев отреагировал спокойно. «Я бы голову оторвал тем, кто вам об этой стройке сообщил», — неожиданно сказал «администратор острова».
Территория Койонсаари входит в проектируемый национальный парк «Ладожские шхеры», который призван защитить карельское Приладожье от бесконтрольной застройки и должен быть создан по распоряжению правительства РФ. Естественно, администратор острова Шварев уверен: застройка не только не противоречит целям и задачам парка, но даже способствует им!
Дальше продолжать беседу не имело смысла. Тем более что в разбазаривании Ладожских шхер виноват не администратор, не строители и даже не Кречет с ликеро-водочного завода. Виновато правительство Карелии, которое уже несколько лет успешно саботирует процесс создания национального парка.
И которое готово позволить солидным «арендаторам» делать в Приладожье все, что вздумается.
P. S. «Новая» направила в контролирующие ведомства Республики Карелии, в Министерство по природопользованию и в администрацию Лахденпохского МО запросы с просьбой сообщить, кто арендует острова Койонсаари, есть ли проект его застройки, с кем он согласован, кто выдавал разрешение на строительство, каковы параметры застройки, учитывает ли проект застройки острова существование проекта нацпарка «Ладожские шхеры» и имеет ли застройка острова отношение к председателю Счетной палаты Сергею Степашину. Ждем ответов.