Наступление на науку — путь к фашизму
В Академии наук произошел раскол: часть ученых не только выступили против нового закона, но и отказались вступать во вновь создаваемую академию.
После того как Дума во втором чтении приняла законопроект, сотрудники Физического института Академии наук (ФИАН) создали «Клуб 1 июля». На днях он распространил «Заявление ученых Российской академии наук».
Заявление, под которым уже стоят десятки подписей ведущих физиков России, разослано всем сотрудникам академических физических институтов. Его может подписать любой ученый — оно открыто для подписания.
18 июля в Петербурге пройдет митинг в защиту науки, организованный сотрудниками РАН. Это будет уже не первый митинг, на который придут ученые. В минувший вторник на Марсовом поле солидарность с бунтующим Российским институтом истории искусств (РИИИ) выразили гуманитарные институты системы РАН. Но если раньше шла борьба именно за Зубовский институт (см. «Новую газету» № 35, 40, 45, 48, 49, 50), то теперь, на фоне конфликта и раскола в академии, участники митинга выступили против уничтожения всей российской науки.
«Хотите догнать и перегнать Америку? Инвестируйте в науку! Долой тиранию невежества! Хватит разрушать науку! Антинаучное правительство в отставку!» — такие лозунги звучали на Марсовом поле. Поддержать коллег из РИИИ пришли сотрудники Социологического института РАН, Института русской литературы (Пушкинского Дома), преподаватели вузов, учителя школ, деятели культуры и науки. Максим Резник, председатель комиссии по науке, культуре и образованию ЗакСа, предложил создать в Питере координационный совет в защиту науки. «Сегодня нужно спасать образование, культуру и науку в Петербурге. Кто бы мог подумать, что вообще придется этим заниматься?»
По мнению ученых, предполагаемая реформа РАН ставит под угрозу существование всей академической науки, потому что академия — это не столько ее президиум, сколько десятки тысяч сотрудников академических институтов по всей стране.
«Сейчас речь идет о будущем нашей страны, о том, что будет с нашими потомками, — считает Инга Данилова, кандидат филологических наук, заведующая журналом «Русская литература» Пушкинского Дома. — Наш священный долг — заниматься развитием гуманитарной науки. А нам предлагают очередной передел имущества — такое уже происходило с Рособоронсервисом».
— В законопроекте есть пункт о том, что все имущество академических институтов переходит в ведение нового органа по управлению имуществом, — поддержал коллегу Александр Бобров, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома. — А в наших фондах хранятся бесценные рукописи, музейные предметы, уникальные архивы. Ими будут распоряжаться безграмотные чиновники?
Александр Кобринский, депутат ЗакСа, профессор РГПУ им. Герцена, напомнил собравшимся роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких: «Тот образ, который нарисовали в своем романе Стругацкие, когда один обед короля стоил столько же, сколько полугодовое содержание Академии наук страны, становится реальностью».
По словам депутата, ни один монарх, ни один большевистский лидер не покушался на науку, ни один — даже советский — правитель не додумывался утверждать ректоров университетов, президента Академии наук.