Турецкий дебют
Борцы против ЗСД ищут новые ходы.
Противники строительства ЗСД, устав бороться с городской властью и ОАО «ЗСД», решили зайти с другого конца и познакомиться с генподрядчиком, реализующим центральную часть проекта, — турецкой фирмой «Ичташ Астальди». Несмотря на противоположные интересы (генподрядчик должен реализовать проект, активисты — остановить его или хотя бы изменить), сторонам удалось найти точки соприкосновения и даже договориться о дальнейшей совместной работе.
Международная дипломатия
Во встрече участвовали депутат Заксобрания Борис Вишневский, муниципальный депутат Татьяна Шарагина и ряд общественных активистов, а также гендиректор фирмы-генподрядчика «Ичташ Астальди» (ИА) Фатих Генч и административный директор ИА Булент Озтюрк.
«Если мы вам мешаем, извините, мы не хотим никого беспокоить, и если с нашей стороны есть какие-то ошибки — сообщите нам, — начал Фатих Генч, чем сразу расположил к себе общественников».
Генч ответил на некоторые давно волнующие петербуржцев вопросы. Например, рассказал, почему вантовым мостам через Большую и Малую Неву не опасны аварии на тяжелых кораблях: опоры мостов, хоть и укрепленные в дне, будут удалены на 40 метров от краев фарватера. Таким образом, если какой-либо танкер или сухогруз выйдет из строя, он сядет на мель раньше, чем столкнется с опорой.
Однако большую часть проблем представители генподрядчика разрешить, естественно, не могут. Так, они не могут пустить трассу через тоннель там, где она проходит через жилые кварталы, или увеличить высоту мостов, чтобы была возможно пропускать парусники или плавучие краны. Эти вопросы неизменно упирались в ответ: так указано в проекте. Общественники договорились предоставить «Ичташ Астальди» список претензий к проекту, чтобы генподрядчик, в свою очередь, мог запросить проектировщика: возможны ли какие то изменения?
Кроме того, турки планировали разгружать песок, доставленный по воде, а не гонять тяжелые грузовики по забитым улицам Васильевского острова. Но не смогли договориться с ЗАО «Терра Нова», владеющей намывом «Морской фасад». По словам Фатиха Генча, днем ГИБДД пропускает на остров лишь небольшое количество грузовиков, поэтому значительную часть работ по доставке песка приходится производить ночью. От чего страдают жители.
Как сообщила Татьяна Шарагина, жители жалуются на грохот со стороны стройки по ночам, более того, Ростехнадзор проводил измерения шума в ночное время и выявил нарушение закона.
Представители «Ичташ Астальди» признали наличие проблемы и просили прощения у жителей за предоставленные неудобства, но отметили, что полностью прекратить ночные работы не могут, поскольку не уложатся в сроки. А за нарушение закона о тишине фирма и так платит штрафы.
Второго метро не будет
Тем временем активисты продолжают изучать особенности строительства Западного скоростного диаметра.
«Двуокись азота из выхлопных газов реагирует с водой и превращается в азотную кислоту. ЗСД за год будет образовывать примерно 20 000 куб. м загрязненных вод, — говорит эколог Аркадий Тимофеев. — Сброс этих вод без очистки запрещен. Вопрос стоит особенно остро, так как трасса ЗСД проложена вдоль курортных районов и жилых домов».
Тимофеев пытался получить у ОАО «ЗСД» пояснения по поводу того, как будет организована очистка воды, стекающей с трассы, но, по его словам, внятного ответа не получил. Вроде как запланировано строительство неких отстойников, но куда вода будет деваться из них и будет ли как-то очищаться — непонятно.
Недавно активисты узнали, что еще 20 сентября 2012 года и. о. главного инженера Октябрьской железной дороги Сергей Можин интересовался у правительства Петербурга, нет ли возможности совместить ЗСД с трассой прохождения электропоездов. «В местах прохода судов в акватории Большой и Малой Невы возможно совмещение автомобильного и железнодорожного транспорта в мелкозаглубленном тоннеле, — пишет Можин. — При этом удельные затраты на строительство уменьшатся. В результате строительства железной дороги в тоннеле вдоль Васильевского острова с выходом в районе Лахты северное железнодорожное полукольцо соединится с Приморской линией и город фактически получает второе метро».
Однако руководство города, судя по проекту, представленному на слушаниях, почему-то отказалось от этого предложения. ОАО «ЗСД» на запрос «Новой» о возможности прохождения трассы в мелкозаглубленном туннеле и совмещении ее с железной дорогой не ответило.
Ряд организаций Петербурга («ЗОВ», «Чистый залив», «Город Ораниенбаум», ТОС «Алексгорск», ТОС пос. Разлив, МО г. Сестрорецк, инициативная группа «Елагинский, 42») обратились к губернатору Петербурга Полтавченко с открытым письмом. «Вы назвали успехами года (2012. — Ред.) реализацию проектов КАД, дамбы и ЗСД. Ваше заявление прозвучало издевательски и вызвало глубокое возмущение горожан. Именно при реализации этих проектов — «амбициозных стратегических проектов века», которые уродуют и разрушают наш город с окружающей природой, — были допущены нарушения конституционных прав граждан, продемонстрировано варварское отношение к природе Санкт-Петербурга, ведущее в конечном счете к экологической катастрофе», — пишут активисты, подробно описывая минусы, недоработки и риски, связанные с каждым из мегапроектов.
Открытое письмо оканчивается рядом требований, в частности:
« — впредь выделять средства на реализацию всех крупных инвестпроектов только после проведения независимых экономических, правовых, историко-культурных, социальных и экологических экспертиз;
— добиться проведения городских референдумов по вопросу реализации крупных инвестпроектов;
— законодательно изменить статус общественных слушаний, проводимых при обсуждении крупных инвестиционных проектов, придать им полноправные полномочия с правом решающего голоса или правом наложения вето».
«Новая» присоединяется к этим требованиям.