Мы теряем ее
В редакцию позвонили рыбаки, привыкшие испокон веку удить в устье реки Бурная (у впадения в Ладожское озеро).
Они сообщили, что там, где еще недавно был свободный берег (один из немногих на Бурной), появился забор. За забором — база отдыха «Золотой берег», принадлежащая ООО «СтройТранс».
На заборе висит прейскурант. За право закинуть удочку на «Золотом берегу» новые хозяева просят 200 рублей, за право спустить лодку на воду — 500. Заметим, что согласно ст. 6 Водного кодекса граждане вправе не только свободно находиться на берегу, но и использовать озера, реки и пр. для любительской рыбалки. И платная рыбалка на водных объектах общего пользования незаконна. Да и забор «Золотого берега», спущенный по урез воды, тоже ощущения законности происходящему не добавляет.
Захватывать уже нечего
Река Бурная (южный излив системы Вуокса в Ладогу) — одна из самых больных точек Карельского перешейка с точки зрения берегозахватов. По данным экологических организаций, из десяти километров ее русла примерно семь застроены и перекрыты. Застройка и продажа оставшихся трех километров идет полным ходом. Каждый месяц на риелторских сайтах появляются новые объявления: «Продается участок на реке Бурная с собственным выходом к воде».
Борьба против захвата Бурной началась не вчера. Бесконечные проверки прокуратур, комитетов и комиссий проводятся здесь примерно с 2003 года.
И предписания о сносе выносятся, и даже суды выигрываются. Только большинство решений остаются на бумаге. И очередная проверка фиксирует лишь новые стройки и заборы.
На самом деле огораживание берега «СтройТрансом» выглядит не самым ужасным. В том смысле, что людей на территорию пока пускают. Большинство захватчиков — домовладельцы-частники, и их заборы наглухо закрыты. Просто «Золотой берег» — это вроде последней капли. Зачем Комитету по природным ресурсам Ленинградской области нужно было отдавать в аренду участок гослесфонда на берегу реки, где и без того осталось так мало свободных мест? Если комитет согласовал установку забора по периметру участка, то он нарушил ст. 11 Лесного кодекса РФ, которая запрещает арендаторам огораживать участки (да и про Водный кодекс следовало бы вспомнить). Если забор не был согласован и арендатор поставил его самовольно, то возникает другой вопрос: почему региональные власти раздают в аренду лесные территории и не контролируют действия арендаторов?
Водные хищники
В прошлом номере «Новой» мы уже говорили о том, как в месте впадения в Бурную реки Вьюн полуостров, образованный слиянием рек, стал частной собственностью. Несмотря на то, что территория лесного фонда, к которой он относится, по закону не подлежит приватизации. Компания UD Group арендовала участок под рекреацию, а потом нарезала полуостров на участки и начала их продавать!
Коттеджный поселок «Яхт-клуб «Стрелка» представляет собой плотное скопление частных наделов с домами, по кусочку берега на каждый. Застройщик без тени стеснения продает участки через интернет. Но природоохранная прокуратура и Комитет по природным ресурсам этих объявлений не видят и беззаконие не пресекают. Местные жители уже год жалуются во все инстанции, но количество заборов по-прежнему только растет.
Такую же слепоту надзорные органы демонстрируют в отношении истока реки Бурная вблизи озера Суходольского и порога Падунец. Там сплошная линия берегозахватов начинается от поселка Удальцово. После Удальцова еще сохранилось несколько свободных участков, но уже напротив порога Падунец вдоль берега выстроились несколько коттеджных поселков. Некоторые из них строятся и продаются в настоящее время, на глазах затыкая прорехи в стройном ряду застройки.
Сейчас прокуратура проводит проверку по обращениям граждан в отношении базы отдыха «Золотой берег». Мы сообщим, закончится ли она чем-то более существенным, чем обычное «предписание об устранении нарушений».