Ценные ландшафты переработают в щебень
На месте обещанного национального парка в Приладожье откроется мощное горнодобывающее производство.
В июне в поселке Хиитола (Лахденпохский район Республики Карелия, недалеко от границы с Ленобластью) прошли общественные слушания по проекту размещения горнодобывающего производства. Как выяснилось вскоре, планируемый карьер Ильменьоки — лишь вершина айсберга масштабной карьерной экспансии, которая ожидает в будущем Северное Приладожье.
Мы говорим «нет». В десятый раз
Предприятие «Ильменьоки» планируется прямо в водоохраной зоне одноименной реки, причем в верхнем течении; добывать и дробить гранит будут в непосредственной близости от границы с Ленобластью. Оно окажется вблизи населенного пункта Куликово, и возить породу будут прямо через территорию поселка. Наконец, месторождение находится в четырех километрах от особо охраняемой природной территории «Озеро Ястребиное». Уже этих причин было достаточно, чтобы жители карельского поселка Куликово и представители питерской инициативной группы «Защитим Ястребиное» съехались на слушания, чтобы сказать «карьеристам» дружное «нет». Поможет ли данное волеизъявление народа избавиться от карьера — вопрос спорный. Как известно, общественные слушания носят лишь рекомендательный характер. Собственно, застройщикам необходимо даже не положительное решение слушаний, а сам факт их проведения. А еще точнее — бумажка под названием «Протокол общественных слушаний», наличие которой в портфолио застройщика позволяет переходить к следующим этапам согласования проекта. Например, в 2007 г. жители той же Хиитолы бурно протестовали на слушаниях по проекту Ефимовского карьера, но в итоге он был построен — прямо у границ поселка. На сей раз жители выбрали более эффективную тактику: на основании всевозможных нарушений, связанных с информированием населения о проекте, а также с отсутствием у застройщика необходимых согласований, выдвинуто требование признать слушания не состоявшимися. То есть лишить «карьериста» этой самой вожделенной бумажки-протокола.
У правительства большие планы
Но не успели утихнуть страсти, как выяснилось, что карьер Ильменьоки — это только начало. Оказалось, что на имя главы администрации Лахденпохского района Республики Карелия Владислава Вохмина пришло два письма от республиканского министра природных ресурсов и экологии В. Ф. Чикалюка с просьбой согласовать на территории района еще три участка недр для добычи полезных ископаемых — Куянсуо-1, Куянсуо-2 и Брикстоун. А еще ранее появилась информация о том, что структуры правительства РК ищут приобретателя прав разработки Куянсуо-2.
Потенциальным покупателям сообщалось, что участок горнодобычи находится всего в одном километре (!) от берега Ладоги. На участке девственный лес, который предполагается вырубить. Сюда будут вести новые дороги (прорубленные в лесу). Также должны быть построены железнодорожный тупик и причал на Ладоге для отгрузки добытого щебня… Звучит зловеще, особенно если учесть, что взрывать, вырубать и застраивать планируется один из красивейших уголков Северного Приладожья.
Но это еще цветочки. Данное заманчивое предложение карельских властей сопровождается картой разведанных участков недр и выданных лицензий на горнодобычу в южной части Лахденпохского района. Эта карта даже людей привычных приводит в оторопь. Вся южная часть района, непосредственно примыкающая к Ладоге с одной стороны и к границе с Ленинградской областью и ООПТ «Озеро Ястребиное» — с другой, усыпана будущими карьерами, как горохом (это еще мягко сказано: некоторые участки недр по площади равны нескольким поселкам). В радиусе десяти километров от Хиитолы находится девять участков недр, запланированных к разработке. Из них четыре, включая упомянутый «Ильменьоки» и «Экопром-Транзит», с которыми так ожесточенно боролись защитники озера Ястребиное, расположены почти вплотную к границе с Ленобластью. А еще два, причем огромных, — непосредственно на берегу Ладоги! Их разработка не только нарушает всевозможные природоохранные нормы, но и противоречит проекту создания национального парка «Ладожские шхеры», который запланирован как раз на этой территории!
Карточный фокус
Заметим, что эта карта, сделанная «для своих» (для горнодобытчиков), несколько отличается от официальной информации по планируемым карьерам, предоставленной ладожским экологам правительством Карелии полгода назад. Два упомянутых участка непосредственно на берегу Ладоги в этом письме вообще отсутствуют. Как отсутствует и главный враг ленинградских природоохранников — участок недр Куликово, принадлежащий «Экопром-Транзиту». Нет и еще одного месторождения — Кивинкомяки. Почему же карельские власти не включили в официальный перечень четыре месторождения? Может, для того, чтобы не провоцировать общественный резонанс, подобный тому, что поднялся в 2007 г.?
Тогда скандал вокруг «карьерных планов» карельского правительства привел к отзыву большинства лицензий на юге Лахденпохского района, серьезным перестановкам в правительстве и даже лишению свободы некоторых крупных чиновников. Впрочем, «гороха» из месторождений и на официальной карте тоже хватает. Что любопытно, там присутствуют участки, которых нет на первой карте.
Это так называемые новые старые угрозы — участки, лицензии по которым были отозваны в результате скандала 2007 года, а затем, увы, возвращены их владельцами через суд. В частности, вновь появились месторождения в 10-километровой зоне к северу от озера Ястребиное: участок недр Куликовский (4,85 км от Ястребиного), Восточно-Хиитольский (6,4 км) и почти примыкающий к нему с севера участок Чкаловский. Добавлен также участок Алхо-5.
Приятно вспомнить
По-видимому, более-менее полную картину будущей концентрации горнодобывающих производств может дать совмещение двух карт. Мы попробовали наложить их друг на друга — свободного места, не занятого карьерами, осталось совсем мало! Даже в официальном перечне действующих на данный момент лицензий по всему Лахденпохскому району (источник — сайт Карельского агентства по недропользованию) их 20. Добавьте сюда еще таинственные «непоименованные» участки недр, которые присутствуют на карте «для своих» и которые, по-видимому, карельские власти старательно пытаются «пристроить» покупателям. А теперь вспомним, что обещали нам эти же карельские власти шесть лет назад, когда бушевал скандал вокруг озера Ястребиное и карельских карьеров. В частности, они заявляли, что «пять-шесть карьеров, расположенных вдали от Ладоги, для Лахденпохского района вполне достаточно» (Павел Чернов, в 2007-м — председатель правительства Карелии), что «необходимо прекратить вырубку леса и срочно отозвать выданные ранее лицензии на добычу природных ископаемых» (Юрий Трутнев, в 2007-м — министр природных ресурсов РФ), а также что нужно «считать недопустимым проведение работ на карьерах, по которым на публичных слушаниях население выступило против их разработки» (Сергей Катанандов, в 2007-м — глава республики). Правительство Карелии обещало переориентировать Северное Приладожье с промышленного развития на развитие туризма (понятно, что совместить эти два направления вряд ли возможно). В 2007–2008 гг. карелы клятвенно обещали выполнить решение правительства РФ по созданию национального парка «Ладожские шхеры» (чтобы на деле переориентировать экономику Приладожья на экотуризм). С тех пор правительство Карелии только и делает, что саботирует создание нацпарка. Более того, оно постепенно делает это бессмысленным, распродавая новые лицензии на горнодобычу.
Такими темпами в Северном Приладожье скоро просто нечего будет охранять. «Ценные природные ландшафты» переработают в щебень.