Умер Леонид Кесельман
Умер Леонид Кесельман. Мало сказать, что ушел блестящий социолог, — он один из самых талантливых ученых Петербурга. Не стало человека, с именем которого для многих ленинградцев ассоциировалась перестройка.
Он стал первым, кто показал нам, что действительно думает город о политических процессах, происходящих в стране. Без денег, без работников, без оргструктур сумел организовать опросы, которые сейчас стали для нашего общества обыденными. Леонид Евсеевич обладал удивительной энергией и способностью объединить вокруг себя людей ради большого дела. Молодые ученые по его заданию выходили на улицы и часами опрашивали горожан, отрывая время от написания диссертаций и не получая за это никакой оплаты.
Я не знаю другого человека, по призыву которого столько интеллектуалов превращались в рядовых интервьюеров и чувствовали радость от такой работы. Леонид многих мог заразить своим энтузиазмом. Наверное, ему это удавалось потому, что он очень любил свободу. И то, что он делал, воспринималось не как будничная социологическая деятельность, а как наша борьба за ту свободу, которая на рубеже 1980 — 90-х казалась столь близкой.
Он очень плохо переносил деспотизм и очень переживал, видя, как оборачиваются дела в России. Он долго болел. Вставал на ноги каким-то чудом. Ненадолго воспрял духом во время протестов, видевшихся ему возрождением перестроечного энтузиазма масс. Но это, увы, была уже иная эпоха.