Здесь будет шаверма
К 2015 году от киосков с газетами и журналами в Петербурге может не остаться и следа.
С прошлой осени петербургские власти уничтожают распространителей периодической печати. Представители отрасли отчаянно добиваются встречи с губернатором Георгием Полтавченко.
С 1 января 2013 г. вступили в силу два нормативных акта, которые могут уничтожить газетно-журнальный бизнес Петербурга: постановление Смольного № 1045 и городской закон № 601101. Оба касаются системы предоставления земельных участков под киоски и ларьки.
Постановление № 1045 предусматривает разработку новой схемы размещения торговых точек на территории, которая находится в собственности города. Автоматически газетные киоски в эту схему не включаются. Чтобы туда попасть, торговые точки должны соответствовать набору условий. В частности, находиться в отдалении от инженерных коммуникаций (водопровод, электросети, газовые трубы), на тротуарах шириной не менее трех метров, не ближе чем в пяти метрах от пешеходных переходов и др. Торговые точки, которые не соответствуют новым критериям, будут снесены.
Все было бы не так печально, если бы одновременно с этим постановлением в силу не вступил закон № 601101, который лишает распространителей прессы возможности получать альтернативные земельные участки без торгов.
Значит, если газетный киоск, попавший в «запретную» зону, снесут, то нет никакой гарантии, что владелец получит другой участок. Газетно-журнальный бизнес не отличается большой прибылью. Шансов выиграть борьбу за землю с шавермой или продуктовым ларьком у него практически нет. Так случилось, к примеру, с торговой сетью по продаже прессы «Ника», которая отказалась участвовать в торгах за киоск около метро «Елизаровская». Конкурентом «Ники» выступил некий «Холдинг Сила», руководство которого заявило, что собирается сдавать торговую точку в субаренду. «Ника» свою заявку на участие в торгах из КУГИ отозвала, аукцион признали несостоявшимся. Впрочем, через две недели его объявят вновь.
2 августа на заседании ассоциации распространителей газетной продукции «Балтийская пресса» газетчики заявили, что исчерпали все возможные способы борьбы с нормативными актами, которые губят отрасль.
Законодательная волокита
«Все, что мы могли сделать на официальном уровне, мы сделали. В ЗакСе такую работу проделали, куда уж выше! В Смольном были, и не раз, — сказал заместитель генерального директора «Союзпечати» Константин Горелов. — Попытки законодательно изменить ситуацию провалились. Вероятно, поможет перекрытие Невского проспекта?»
Поправки к постановлению № 1045 депутат от «Справедливой России» Марина Шишкина подготовила еще в конце января. Эти изменения позволяют владельцам не включенных в новую схему размещения точек по продаже прессы получать другие земельные участки под киоски без торгов.
След этих поправок теряется в Комитете по управлению городским имуществом.
Сама Шишкина не раз жаловалась: КУГИ обычно присылает ей уведомления о совещаниях по проблемам отрасли на следующий день после того, как они состоялись. Что происходит с законопроектом, неизвестно.
Поправки к закону № 601101 подготовили Ирина Иванова (КПРФ), Елена Киселева («Единая Россия») и Марина Шишкина. Авторы настаивали, что продажа газет и журналов — нерентабельный, но социально ориентированный бизнес, необходимый горожанам. Поэтому для распространителей периодической прессы должны существовать льготы — то же предоставление земельных участков без торгов.
В итоге поправки не прошли второе чтение в ЗакСе. Единоросс Алексей Макаров объяснил это тем, что в тексте закона не было перечня товаров, которые можно продавать в газетном киоске вместе с прессой. Дескать, прикрываясь газетами и журналами, нечестные предприниматели могут продавать «побочную» продукцию.
«Мы еще не в могиле, но уже в реанимации. Или даже в морге», — председатель правления ассоциации «Балтийская пресса» Ирина Васильева не преувеличивает.
Районные комиссии не внесли в новую схему размещения торговых объектов от 30 до 50 % существующих точек по продаже прессы, поскольку они не соответствуют новым условиям. В отдельных районах этот показатель еще выше. Например, «Союзпечать» в Петроградском районе лишили 70–80 % киосков.
Распространители уверены, что бедственное положение отрасли — не просто халатность чиновников. Генеральный директор компании «Пресса» Елена Салтыкова настаивает, что это политика городских властей: «Поставлена задача — очистить город от киосков. Их всех раздражает эта торговля. Поэтому мы можем сколько угодно рассуждать о разных договоренностях, но есть единая задача — город должен приобрести «цивилизованный» вид. Куда бы мы ни переставляли киоски, что бы ни делали — усилия все равно сойдут на нет».
К ним все равнодушны
Члены ассоциации недовольны Комитетом по печати — профильным для их бизнеса. По словам председателя правления Ирины Васильевой, с таким равнодушием к распространителям прессы не относился ни один из прежних составов ведомства.
Между тем заместитель председателя Комитета по печати Алексей Васильев еще 27 июня на заседании Гильдии издателей периодической печати заявлял, что по распоряжению губернатора создана рабочая группа, проведена инвентаризация существующих точек, готовится адресная программа их размещения, куда включат еще тысячу новых мест. Рабочая группа сформирована из представителей разных комитетов и районов. Однако распространители в нее не попали. Поэтому они не в курсе спасательных операций чиновников Смольного.
На заседании «Балтийской прессы» отчаявшиеся бизнесмены предлагали самые разные, порой абсурдные способы привлечь внимание к гибнущей отрасли. Разместить на первых полосах газет карикатуры с изображением ларьков и подписью: «Здесь будет шаверма». Напечатать спецвыпуски многотиражных газет. Развесить по газетным киоскам баннеры с обращением к жителям или правительству города. Завалить губернатора сообщениями в Twitter.
Глава компании «Ника» Елена Чуркина предложила повторно обратиться к Георгию Полтавченко. 27 марта ему было отправлено письмо, в котором распространители подробно расписали, чем грозит городу сокращение количества газетных киосков. Это ущемление права значительного числа горожан на оперативное получение информации, исчезновение огромного количества рабочих мест, снижение налоговых отчислений в бюджет, резкое снижение тиражей газет и журналов.
Ответ на обращение подписан зампредседателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Лидией Громовой. Она просто уведомила распространителей, что постановление № 1045 может быть изменено. Но когда именно — не уточнила.
Поэтому представители «Балтийской прессы» решили обратиться к губернатору лично. Сделать они это надеются через руководителя Агентства журналистских расследований Андрея Константинова, который назначен советником Полтавченко по вопросам культуры и СМИ.
Станет ли губернатор уделять газетно-журнальному бизнесу время, когда на носу саммит G20, большой вопрос. Но если отложить решение проблемы, вскоре киоски с газетами вообще исчезнут с петербургских улиц.