С крестом представился
Новый глава комитета по строительству начал с хлопот о храме.
На первом для Михаила Демиденко заседании городского правительства новоиспеченный председатель стройкомитета продемонстрировал способность чутко реагировать на настроения руководства: пообещал вернуть на бюджетные объекты «мощных и дееспособных подрядчиков» и квалифицировал будущую часовню в Сестрорецке как социально значимый объект.
Михаил Демиденко был замруководителя Дирекции по строительству, возглавляемой на тот момент Маратом Оганесяном. Они работали над завершением скандального проекта реконструкции Большого театра. В 2011-м Оганесян возглавил Северо-Западную дирекцию по строительству Министерства культуры, Демиденко стал его замом. Курировал конкурсы по реконструкция БДТ, восстановление монастыря на Соловках и Морского собора в Кронштадте, завершение строительства «Маринки-2».
Голова сканированная
Срок годности былых председателей Комитета по строительству Романа Филимонова и Вячеслава Семененко составлял три-четыре года. Андрей Артеев, пришедший в Смольный из группы компаний «Единые решения», усидел в этом кресле чуть более девяти месяцев. Его уход не вызвал сожалений ни у вчерашних коллег, ни в профильной бизнес-среде, где работу господина Артеева характеризуют в лучшем случае как «незаметную». Не замедлили откреститься от него тотчас после отставки и партнеры по «Единым решениям»: не только заявив, что вовсе не ждут возвращения бывшего товарища в свою компанию, но и обрушив на его голову упреки в обмане ожиданий петербуржцев и в преследовании целей, далеких от профессиональных.
Остававшийся одним из самых непубличных и закрытых для СМИ обитателей желтого дома бывший глава комитета по строительству Андрей Артеев громко ославился разве что благодаря своим настойчивым попыткам навязать обязательное лазерное сканирование при обследовании подлежащих реконструкции территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна».
Остававшийся одним из самых непубличных и закрытых для СМИ обитателей желтого дома Андрей Артеев громко ославился разве что благодаря своим настойчивым попыткам навязать обязательное лазерное сканирование при обследовании подлежащих реконструкции территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна». С подачи стройкомитета на реализацию этого требования в рамках соответствующей программы закладывалось без малого 600 тысяч рублей (и по некоторым данным, сумму эту настойчиво пытались повысить в разы).
Хотя сканирование и создание трехмерной картинки никоим образом не способно решить главную задачу — определить техническое состояние зданий. Но, как предполагали независимые эксперты, обеспечивало победу в тендере конкретной московской фирме, под которую тот и был заточен.
Депутату Алексею Ковалеву и директору центра экспертиз ЭКОМ Александру Карпову потребовалось почти полгода, чтобы доказать незаконность таких требований и добиться корректировки сформулированного стройкомитетом условия конкурса на госзаказ по выполнению обследования.
Навязывая пресловутое лазерное сканирование и создание 3D-модели исторического центра, господин Артеев шел поперек прямых указаний губернатора и профильного вице-губернатора Марата Оганесяна. Конфликт с последним называют теперь одной из причин ухода Артеева (считавшегося креатурой вице-губернатора Игоря Дивинского).
Сам господин Оганесян в своих публичных комментариях связал эту отставку с «недостаточно высокими, а местами и просто неудовлетворительными показателями работы» вверенного Артееву комитета. Подчеркнув, что к его деятельности есть немало претензий как со стороны правительства Петербурга, так и со стороны строительного бизнеса. Среди таковых претензий вице-губернатор назвал «недостаточно эффективное освоение бюджетных средств и низкие темпы строительства ряда объектов, заказчиком которых выступает комитет».
Несмотря на то что финансирование комитета в текущем году сократили с 43 до 27 млрд, по состоянию на 1 июля он исполнил бюджет лишь на 14 %. Заняв, таким образом, одну из лидирующих позиций в соответствующем антирейтинге (такой же показатель у Комитета по инвестициям, а ниже лишь у Комитета по промышленной политике и инновациям — 11 %).
Георгий Полтавченко еще в начале лета пообещал испортить настроение нерасторопным распорядителям бюджетных средств. Первый, как говорится, пошел. И вполне вероятно, продолжение воспоследует.
На последнем заседании правительства губернатор сурово заметил, что разговор на эту тему еще не закончен; подтвердив, что кадровое решение по стройкомитету «вызвано неумением осваивать бюджетные средства».
Свой среди чужих
Глава города официально представил нового председателя комитета — 48-летнего уроженца Сочи, давно перебравшегося в Москву, Михаила Демиденко.
Еще в начале нулевых трудившийся в охранном предприятии, он начал осваивать строительную сферу десять лет назад: по данным СПАРК, в 2003 г. Михаил Демиденко стал соучредителем подрядной компании «Высотспецстрой»; в 2008 г. — генеральным директором и владельцем 1 % акций ЗАО «Центроградстрой», принадлежащего OOO «Предприятие «Сибнефтегаз». Это предприятие, занятое девелоперскими проектами подконтрольного столичному правительству «Банка Москвы», господин Демиденко и возглавил в январе 2009 г.
После неудачи с так и не реализованным проектом реконструкции кварталов у Кузнецкого моста Михаил Демиденко занял кресло замруководителя федеральной госструктуры — Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, возглавляемой на тот момент Маратом Оганесяном. Вместе они работали над завершением скандального проекта реконструкции Большого театра. В 2011-м, когда Оганесян возглавил Северо-Западную дирекцию по строительству Министерства культуры, за ним последовал и Демиденко, став заместителем по техническим вопросам. В кругу его обязанностей были подготовка документации и проведение конкурсов по таким объектам, как реконструкция БДТ, восстановление монастыря на Соловках и Морского собора в Кронштадте, завершение строительства «Маринки-2».
После назначения вице-губернатором Марат Оганесян сделал Михаила Демиденко своим советником. Как полагают аналитики, уже тогда — с дальним прицелом на пост в Смольном.
Теперь, представляя своего товарища в качестве руководителя комитета, господин Оганесян отмечает, что тот «уже хорошо знаком участникам строительного рынка Петербурга, так как за время работы советником провел десятки совещаний и сотни встреч, успел войти в курс дел и зарекомендовать себя с лучшей стороны, наладить рабочие контакты со многими крупными девелоперами».
На первом для него заседании городского правительства сам господин Демиденко постарался соответствовать чаяниям руководства города. Он пообещал «вернуть доверие стройкомплекса к комитету, восстановить его авторитет» и вернуть на бюджетные объекты «мощных и дееспособных подрядчиков».
Среди таковых с большой долей вероятности можно ожидать группу «Сумма» Зиявудина Магомедова (в частности, реализовывавшую с 2009 г. проект реконструкции Большого театра). Выходец из этой группы компаний Игорь Игнатков уже трудится в должности заместителя председателя Комитета по строительству.
Свое премьерное выступление на правительстве новоиспеченный председатель стройкомитета сопроводил представлением ряда проектов постановлений городского правительства о выделении земельных участков. Ожидаемую поддержку получила заготовка, касающаяся предоставления надела под строительство часовни в Сестрорецке (у железнодорожной станции — рядом с домом № 17 по ул. Воскова). Храм — это социально значимый объект, подчеркнул господин Демиденко, снискав одобрение Георгия Сергеевича. Предполагается, что проект будет реализовывать частная компания («Иксель холдинг»), которая перечислит в бюджет города до 500 тыс. рублей.
Участники рынка восприняли новое назначение сдержанно. Одни характеризуют Михаила Демиденко как человека «системного и профессионального», другие облегченно вздыхают — «теперь хоть не будет конфликтных нестыковок по линии профильный вице-губернатор — глава комитета»; третьи сомневаются, что «варяг» сможет постичь специфику петербургских реалий; четвертые вообще ничего не хотят комментировать, устало отмахиваясь: мол, достала нас всех эта неопределенность и чехарда со сменой руководителей, бессмысленная при отсутствии четкой градостроительной политики, внятных и прозрачных правил игры. И призывают менять не персонажей, а систему.