Канонерские дебри
«Новая» начинает инспекцию территорий, которым городские власти не хотят давать статус ООПТ.
Создание новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Петербурге — проблема для наших властей крайне скользкая. У нее есть как минимум два аспекта: экономический (удовлетворение потребности бизнеса в новых землях) и социальный (предотвращение недовольства населения в связи с уплотнительной застройкой и сокращением зеленых зон). И властям предержащим приходится буквально идти по лезвию ножа, балансируя между двумя этими пропастями. Есть, конечно, еще и экологический аспект, но интересы травок и птичек никто, кроме горстки ученых, не лоббирует…
Расстрельный список
Насколько тяжко для исполнительной власти Петербурга бремя решения вопроса о создании новых ООПТ, можно убедиться, если внимательно посмотреть на историю вопроса.
В прошлом году Законодательное собрание приняло закон о создании сразу 34 ООПТ общей площадью около 29,5 тыс. га, но губернатор Георгий Полтавченко наложил на него вето. При этом решение губернатора отнюдь не вызвало восторга у петербуржцев, и резонанс был значительный. Тогда по указанию Полтавченко была собрана рабочая группа, которая должна была внимательно рассмотреть каждую территорию, указанную в законе, чтобы выработать компромисс между исполнительной и законодательной властью.
Рабочая группа собиралась долго, между тем депутаты времени не теряли. Весной нынешнего года Заксобрание приняло в первом чтении уже новый закон о создании ООПТ: их все так же было 34 штуки, но состав и границы немного изменились. Таким образом, когда рабочая группа все же собралась, она стала рассматривать уже новый законопроект.
Задача рабочей группы, состоящей из двух депутатов ЗакСа (это председатели профильных комиссий Борис Вишневский и Виктор Ложечко) и представителей ряда комитетов Смольного, является выработка губернаторской поправки к закону — такой, которая устроила бы обе ветви власти. Второе чтение ожидается осенью (когда именно, пока неизвестно) — к тому времени поправка должна быть готова.
Сводки с поля боя то и дело приходят разные, однако, по последним данным, из списка новых ООПТ уже исключены: Баболовский парк с краснокнижными видами летучих мышей, парки Знаменка и Шуваловка с редкими видами животных и птиц, долина реки Дудергофки с краснокнижными видами насекомых, Отдельный парк и парк Запасного дворца с редкими видами лишайников, Удельный и Пискаревский парки с редкими видами птиц и насекомых, а также долины рек Кузьминки, Мурзинки, Суздальские озера, район озера Долгое, Екатерингофский парк, парки усадеб вдоль Петергофского шоссе.
Среди исключенных оказалась и дамба Канонерского острова — уникальный природный комплекс, появившийся в самом центре Петербурга и до сих пор практически непотревоженный человеком.
Руины таможни — необычный пляж, полностью состоящий из старинных кирпичей. Фото Дмитрия Острякова.
С видом на море
Чтобы обратить внимание горожан на важность сохранения биоценоза на дамбе, центр экспертиз ЭКОМ организовал экскурсию для журналистов. О том, чем именно ценна эта территория, рассказал кандидат географических наук Андрей Резников.
Канонерский (т. е. «пушечный») остров назван так потому, что в свое время здесь находился полигон морского ведомства — тот самый, который позднее перенесли на Ржевку. В основе нынешнего острова лежал естественный остров Киссасаари, что по-фински значит «кошачий». Его конфигурация сильно изменилась в результате насыпных и дноуглубительных работ. Во второй половине XIX века за счет средств государственно-частного партнерства вдоль острова был проложен Морской канал.
Долгое время попасть на Канонерский можно было только водным транспортом, однако в 1983 году его связал с Петербургом туннель, построенный открытым способом. Еще несколько лет остров оставался закрытым для посещения; сейчас проезд на него свободный, но местный анклав не так-то часто посещается другими петербуржцами. Население острова составляет около 2,5 тыс. человек.
Южная оконечность Канонерского представляет собой узкую дамбу, уходящую в море и формирующую северный берег Морского канала.
Строительство дамбы привело к появлению отмели, на которой разрослись плавни. Орнитологическое обследование здесь пока не проводилось, но потенциально плавни могут быть местом гнездования многих редких видов птиц.
Длина дамбы 2,5 км, при этом площадь ее вряд ли больше 5 гектаров. Вся она поросла деревьями и кустарниками. В паре мест дамба неожиданно расширяется — и на просторных площадках можно встретить что-то вроде парков, защищенных стеной деревьев от ветра. Здесь же сохранились остатки траншей, в которых в войну были оборудованы зенитные батареи.
Этот зеленый уголок выглядит крайне притягательно и, можно даже сказать, диковинно на фоне соседствующих с ним причалов и портовых кранов.
При этом западный берег выходит прямо в открытое море. С крайней точки дамбы открывается поистине восхитительный вид на водный простор и Васильевский остров.
Воробейник лекарственный включен в Красную книгу Петербурга; используется в народной медицине. Дамба Канонерского острова — возможно, единственное место его произрастания в Петербурге.
По словам Андрея Резникова, существует несколько видов птиц, которым для гнездования нужен твердый берег — например, малая крачка (Красная книга РФ) и галстучник (Красная книга Петербурга). Им прекрасно подходит дамба Канонерского острова с низкой антропогенной нагрузкой: сюда добираются только самые целеустремленные рыбаки и шашлычники. Вообще же подобных неосвоенных прибрежных территорий в Петербурге крайне мало.
Территорию дамбы можно было бы окультурить — например, построить здесь велодорожку — или оставить как есть, но совершенно очевидно, что ее необходимо охранять.
«Конечно, здесь нужно сделать ООПТ и рекреационную зону, — полагает Андрей Резников. — Угроза для этого природного комплекса вполне реальна. Дело в том, что по генплану дамба как инженерное сооружение порта — индустриальная зона. Ее в любой момент могут захотеть переоборудовать в терминал или забетонировать в процессе ремонта. Если создать здесь ООПТ, это не значит, что в случае чего дамбу нельзя будет, например, отремонтировать — просто ремонт нужно будет производить с учетом ООПТ, чтобы как можно меньше повредить уникальному природному комплексу».
Насколько известно «Новой», никаких особых причин исключать дамбу Канонерского острова из списка новых ООПТ не было — просто эту территорию принято рассматривать как раз и навсегда принадлежащую порту. Петербургские экоактивисты рассчитывают, пока не поздно, изменить это отношение.
Рядом с дамбой есть небольшой провал, на дне которого самый настоящий солончак. Здесь произрастает крайне редкая в наших краях солончаковая астра (находится в Красной книге Ленобласти).
Справка «Новой»
ООПТ на территории Санкт-Петербурга:
Существующие — 10 штук (5737 га)
Новые ООПТ, на данный момент утвержденные рабочей группой, — 16 штук (16 048 га)
Новые ООПТ, на данный момент отвергнутые рабочей группой, — 18 штук (12 710 га)