Чужой среди своих
Сегодня, 2 сентября, суд Калининского района Петербурга может вынести приговор 29-летнему Кудереку Соскалу.
Гражданину России, тувинцу по национальности, сварщику на заводе General Motors. Формально — за поддельную справку о временной регистрации: он приобрел ее за 800 рублей на Невском. А по сути вся вина Соскала состоит в плохом знании русского языка.
Соскал, возвращаясь с ночной смены, не смог объясниться с полицейскими, которые приняли его за нелегального мигранта и взялись проверять у него документы и обыскивать. Паспорт гражданина РФ их почему-то не удовлетворил (или не внушил доверия), при обыске же была найдена старая справка о временной регистрации, которую сочли откровенно поддельной. В участке Соскал подписал все, толком не понимая, что именно. И в суде на первом заседании переводчика ему не дали.
Однако дело получило огласку. И питерских блюстителей закона, практикующих такое удобное и быстрое судопроизводство, все же привели в чувство: глава Тувы Шолбан Кара-оол выписал Соскалу адвоката (всего их уже трое), обвинение перевели на тувинский, и подсудимый теперь может общаться с российской Фемидой через переводчика.
Кара-оол на этом не остановился. В Туве, первом российском регионе, учредили специальную должность — инспектора по русскому языку. И премьер обратился к учителям русского языка с просьбой выбрать из своих рядов лучшего специалиста.
Тайным голосованием на этот пост избрана 36-летняя Татьяна Шарыпова, педагог высшей категории, учитель русского языка и литературы школы № 1 Кызыла. 29 августа Кара-оол представил ее общественности на республиканском совещании учителей. Глава Тувы пообещал «кардинальные меры», включая направление в сельские школы носителей языка и экономическое стимулирование этого процесса.
На октябрь 2014-го — он объявлен в республике Годом русского языка — назначен первый съезд учителей-русистов.
Ранее прокуратура, выявив факты преподавания в сельских школах предметов «русский язык» и «литература» на тувинском языке, потребовала обеспечить ведение этих уроков на русском. Министр образования и науки Тувы Бичелдей Каадыр-оол признал существование такой практики в отдаленных районах, где русским владеют лишь единицы.
Коли в Туве хотят учить не китайский — русский язык, Москва могла бы помочь местным школам и высшему гуманитарному образованию методиками. Но, видимо, это, как и кадровые десанты, в прошлом, которое не вернуть. И в «большой» России тувинцев в первую очередь ждут приветливые полицейские и судьи. Дело Соскала — отнюдь не единично. Хотя, конечно, это тоже неплохая мотивация для знания в России русского языка.