Школа теперь тоже не место для дискуссий
Вячеслав Макаров, глава петербургского Заксобрания, 2 октября встретится с учителями, чтобы обсудить вопросы, связанные с созданием единого учебника истории.
Мероприятие почему-то не афишируется: ни депутаты, члены комиссии по образованию, ни известные в городе учителя истории о встрече не слышали.
Идею единого учебника по истории России предложил Владимир Путин в феврале 2013 года. В апреле была создана рабочая группа по координации разработки новых учебников по истории России. Сам учебник появится к 2015-му.
Тем временем регионам предложили провести дискуссии о необходимости единого взгляда на прошлое. Возможно, в рамках этой дискуссии и пройдет встреча спикера ЗакСа Вячеслава Макарова с педагогической общественностью, которую приурочили к Дню учителя. Остальные парламентарии узнали о встрече от корреспондента «Новой» и не исключают, что она пройдет в закрытом формате.
Не в курсе оказались даже единороссы, включая вездесущего Виталия Милонова. «Тема острая. Сейчас учителя преподают историю как бог на душу положит, а ведь должен быть единый стандарт», — сетуют они.
По словам руководителя пресс-службы ЗакСа Елены Тимошенко, приглашено 50 педагогов из разных районов города. Однако назвать имена приглашенных или хотя бы объяснить «Новой», по какому критерию их отбирали, в горпарламенте не смогли. Предполагается, что учителя готовят предложения по концепции учебника, которые передадут в Минобразования. Известных педагогов-историков на встречу не пригласили. Возможно, чтобы в дискуссии, как и в учебнике, было единство.
Историк и педагог Лев Лурье церемониться не стал: «Этот учебник — полная тоскливая белиберда, его введение будет иметь такое же значение, как запрещение пить пиво на улицах».
А учитель гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Анджей Иконников-Галицкий, по собственному признанию, близок к тому, чтобы оставить преподавательскую деятельность, ведь по этим учебникам невозможно будет работать.
Он убежден: единого учебника по истории в принципе не может быть. «Если только речь не идет о кратком курсе ВКП(б). История многогранна, свести все в один курс без нарушения правды и объективности нельзя, — возмущается педагог. — Раньше была Великая Октябрьская революция, теперь избрание Владимира Путина президентом будет красным днем календаря».
Педагог видит две причины шума вокруг учебника: есть госзаказ, срубают бабки, через три года выяснится, что учебник плохой, и начнут по новой. И добавляет: «Там хотят, чтобы мы ходили строем». «Насколько я понимаю, тема сталинских репрессий из учебников исчезнет. Как Путин боролся с олигархией — останется, это важно, а репрессии — нет», — резюмирует собеседник «Новой».
Историк Яков Гордин рекомендует сторонникам единого учебника ознакомиться с сочинением Козьмы Пруткова «Проект: о введении единомыслия в России»: «Единомыслие гибельно для государства. Жаль, что исторические уроки не учитываются».
По словам Гордина, у настоящих историков единой позиции и быть не может: «Известно, что Вторую мировую войну выиграли СССР и страны-союзники. Но существуют различные аспекты, роли стран, роли отдельных политических деятелей».
Историк настаивает, что единый учебник оскорбителен для «адресатов»: «Молодые люди, которые получают информацию из интернета, поймут, что им навязывают одну точку зрения, и ничего, кроме раздражения, у них это не вызовет. Они все равно будут искать альтернативные источники информации».