В круге втором
Наткнется ли закон об ООПТ на новое губернаторское вето?
История с созданием в Петербурге новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ), где находятся подлежащие охране редкие виды растений и животных или уникальные природные комплексы, пошла на второй круг. Который вполне может закончиться тем же, чем и первый. То есть ничем.
Сейчас в Петербурге полтора десятка ООПТ, которые занимают около 4% от площади города. На фоне других регионов (в том числе Москвы, где этот показатель достигает 20%) явно мало.
Для того чтобы создать новые ООПТ, Законодательное собрание должно установить перечень городских территорий, которые надо обследовать. По итогам обследования Смольный принимает (или не принимает) решение о создании ООПТ.
После этого территория получает охранный статус и никакая ее застройка становится невозможной. Что, естественно, не нравится тем, кто хотел бы именно застройки…
В прошлом году, как рассказывала «Новая», депутаты такой список определили: по предложению комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, вносившей законопроект, в него вошли 34 участка площадью почти 29 тысяч гектаров. В том числе Баболовский, Удельный, Полежаевский и Шуваловский парки, Юнтоловский лесопарк, Осиновая роща и другие. В первом чтении закон был принят весной, и планировалось, что администрация в течение лета разработает и внесет какие-то поправки (когда закон принимался, чиновники в один голос сетовали на слишком большую площадь, которую надо обследовать, и большие расходы, которые для этого понадобятся).
Лето, однако, прошло, пришла осень — а обещанная поправка от губернатора в срок так и не пришла. ЗакС принял закон во втором и третьем чтении при гордом молчании Смольного — и получил на него губернаторское вето. Преодолеть его не получилось (в последний раз столь феноменальный случай имел место в далеком 2005 году, и его помнят только парламентские старожилы). И все зависло.
Весной 2013-го проект закона о перечне участков, подлежащих обследованию, внесла уже фракция «Единая Россия». Политическая сторона вопроса не скрывалась: депутаты полагали, что при таком субъекте выдвижения закон будет проходить проще, а вот Смольному препятствовать ему будет сложнее. Но в действительности все оказалось иначе.
В первом чтении проект (содержавший доработанный в ЗакСе перечень участков) депутаты приняли на ура. Но к тому времени уже было известно, что Смольный готовит свои предложения — в рамках специальной рабочей группы. И депутатам вновь было обещано, что смольнинский результат превратится в поправку от губернатора к принятому ими проекту.
Рабочая группа трудилась до конца июля, и на каждом заседании, как правило, решала, что тот или иной участок из перечня, предлагаемого депутатами к обследованию, надо бы вычеркнуть по тем или иным соображениям. В итоговом протоколе группы было записано, что обследовать надо только 16 территорий площадью около 16 тысяч гектаров. Из перечня были вычеркнуты Удельный и Баболовский парки, парк «Александрино», Английский парк и другие.
По итогам этой работы в Смольном должны были оформить поправку губернатора и до 30 сентября направить ее в ЗакС. Но не направили: вместо нее в Мариинский дворец пришло лишь письмо от вице-губернатора Михаила Мокрецова с приложением перечня из 16 территорий. Однако Мокрецов не губернатор, права законодательной инициативы не имеет, поправки подавать не может.
И получалось, что формально никакой поправки от Смольного опять не поступило.
Поняв это, депутаты предложили свою поправку — в минувший четверг комиссия по горхозяйству единогласно ее утвердила. В ней учтены некоторые предложения смольнинской рабочей группы. В частности, из перечня исключены озеро Долгое и парк «Екатерингоф», Суздальские озера и усадьба Орловых-Денисовых. Но все главное осталось: в общей сложности обследовать предлагается 25 территорий площадью около 25 тысяч гектаров.
Кроме Баболовского, Удельного, Шуваловского, Пискаревского, Полежаевского парков, «Александрино», парка «Сосновка» и Сосновой поляны, в перечень вошли Английский и Луговой парк, древняя Литориновая лагуна, Кондакопшинское болото, Рамбовский лес, долина реки Ижоры, долина реки Славянки, Таицкий водовод, Тарховский мыс и другие территории.
Что дальше? Скорее всего, поправка будет принята — а затем и закон в третьем чтении. После чего, вполне вероятно, губернатор опять наложит вето (так как и этот вариант чиновников не устроит). И тем закончит второй круг.
Но самое интересное будет потом. Ведь закон, как сказано, вносила ЕР, чтобы обеспечить ему прохождение. И новое губернаторское вето многими будет расценено как публичное унижение единороссов Смольным. А если единороссы откажутся его преодолевать (без их голосов сделать это невозможно), получится, что они согласились с этим унижением.
В такой ситуации, казалось бы, абсолютно нейтральный вопрос об особо охраняемых природных территориях становится политическим. Вопросом о политической репутации. Как-то на него ответят в «Единой России»?
Правда, Смольный может избежать такого развития событий. Для этого губернатору достаточно подписать закон.