По ком звонит Биг-Бен в Петрозаводске
Галина Ширшина, которую называют карельской Золушкой, может круто изменить политический расклад в регионе, где давно идет война между яблочниками и единороссами.
Вокзал в Петрозаводске. В центре привокзальной площади торчит самопальный Биг-Бен — стела с часами и портретом Юрия Гагарина.Ее установили в разгар предвыборной кампании с. г., прежний мэр Николай Левин разрезал ленточку, а активисты возложили траурный венок «Прощай, любимый город». Биг-Бен теперь — памятник выборам, где партия власти умудрилась перехитрить саму себя и главой города стала 34-летняя Галина Ширшина, не имеющая ни политического, ни управленческого опыта.
Жители были против установки "Биг-Бена" на площади перед вокзалом - они считали, что это портит привычные панорамы. Стела стала одним из "предвыборных провалов" бывшего мэра. Фото: РИА-Новости.
Интриги
«Мне было смешно читать, когда СМИ написали после выборов: в Карелии победил кандидат от оппозиции. Это не была борьба идеологий, это была борьба групп влияния, финансово-хозяйственных групп», — говорит директор карельского Центра политических и социальных исследований Анатолий Цыганков.
Предшественник Ширшиной Николай Левин сел в кресло мэра благодаря влиятельному бизнесмену Девлетхану Алиханову. Алиханов баллотировался в мэры Петрозаводска в 2009 году, имел большие шансы, но, вступив в «Единую Россию» (выдвигался от «Справедливой»), согласился выйти из борьбы, обеспечив победу однопартийцу. Люди Алиханова заняли место в администрации Левина и городском совете Петрозаводска. А сам он со временем стал заместителем главы республики Нелидова. К 2011 году отношения между главой республики и его замом испортились, Алиханов ушел в отставку и в оппозицию к региональной власти.
Новый глава региона Александр Худилайнен (до назначения был спикером парламента Ленинградской области) пришел с командой питерских единороссов и, очевидно, не хотел мириться с влиянием местных групп на главу Петрозаводска. В начале года у нескольких сотрудников администрации города, близких к Алиханову, и у него самого прошли обыски.
«Но Левин — политик инертный, как только ослабили Алиханова, он оказался под влиянием другого карельского олигарха — Леонида Белуги. Белуга затеял войну с «Ленторгом», торговой империей лидера карельского «Яблока» Василия Попова. Василию просто не оставили выбора», — говорит источник «Новой» в правительстве республики. Левин решил, что может победить на выборах. Но Худилайнена он не устраивал — тот не желал вступать в переговоры с анонимной бизнес-группой, реально руководившей городом.
До июня партия власти «мочила» Левина: глава региона на каждом заседании говорил о «бестолковом мэре».
Республиканские единороссы двинули в мэры своего кандидата — полковника-авиатора Андрея Макаревича. Но на партийных праймериз искушенный в самопрезентациях Левин заткнул военного за пояс. На этом удача покинула мэра, дальше шла череда сплошных ошибок.
Мэр, вопреки желанию горожан, установил у вокзала тот самый Биг-Бен, разрешил застройку исторического Левашовского бульвара, а на дорогой сердцу петрозаводцев липовой аллее у гостиницы «Северная» решил сделать автостоянку. Работы на улицах, сто лет не видевших ремонта, привели к пробкам и скандалам — когда оказалось, что одну из магистралей мостят надгробиями…
Такой кандидат никак не устраивал республиканскую власть, но выхода у нее уже не было.
За несколько дней до выборов с них сняли лидера Эмилию Слабунову — сильного и опытного кандидата от «Яблока». Слабунова попросила избирателей отдать голоса за самовыдвиженца Галину Ширшину. Василию Попову удалось при этом организовать мощную сеть агитаторов. Они предопределили исход выборов на фоне небольшой явки. 8 сентября проголосовали 26% горожан, 42% из них выбрали Ширшину, 29% — Левина.
Галина Игоревна
Политологи, журналисты да и сами горожане полезли в интернет, чтобы узнать о новом мэре хоть что-нибудь. Но вся информация ограничивалась короткой справкой: 34 года, родилась в Мурманской области, окончила педагогический университет, возглавляла студенческий профсоюз, победила в конкурсе студенческих лидеров, получила в качестве приза автомобиль, но взяла деньгами, защитила в Петербурге диссертацию на тему «Профессионально-психологические проблемы взрослых», 10 лет преподавала психологию, три последних месяца директорствовала в издательском доме «Губерния».
Ширшина принципиально не дает интервью и спустя месяц после выборов остается для петрозаводчан загадкой.
«Я 20 лет не ходила на выборы. Но в следующий раз пойду: потому что увидела, что может победить не тот, кого навязывает власть, — говорит парикмахер Светлана Вальмаседа. Хотя будущее нового мэра видится ей невеселым: — Система ее сломает. Следить будут, подставлять, статьи найдутся. Не дадут ей, мне кажется, работать».
Ирина, преподаватель Петрозаводского университета, смотрит на жизнь веселее: «Ширшина — психолог, молодая, без семьи, энергия из нее так и прет. Я верю в роль личности в истории. Верю, что она честный человек».
Ширшина уже заявила, что будет работать по предвыборной программе Эмилии Слабуновой: привлекать жителей к управлению Петрозаводском через советы при мэрии, менять систему общественных слушаний, публиковать все решения власти, еженедельно выступать перед избирателями (первое видеообращение Ширшиной появилось через два дня после назначения), контролировать управляющие компании. Сама Слабунова в новой администрации, скорее всего, возглавит городской экспертный совет.
Первые шаги нового мэра нравятся горожанам. Ширшина отменила пышную инаугурацию с целованием икон. Выслушав доводы общественников, перечеркнула решение прошлой администрации строить стоянку на липовой аллее.
Александр Петрович
Сразу после выборов Александр Худилайнен назвал их результаты «изжогой и отрыжкой» жителей на работу прошлой администрации. Но позже подчеркивал, что будет оказывать Ширшиной поддержку. Как бы ни был прогрессивен мэр дотационной столицы дотационной республики, без помощи из центра у него вряд ли получится решить проблемы Петрозаводска. Например, отремонтировать Леонтьевский мост: переправу, соединяющую с «большой землей» район Древлянка (50 тыс. жителей), признали аварийной и закрыли. Ремонт оценивают в 1 млрд рублей.
Кроме того, открытое противостояние мэра с главой республики, если по давней карельской традиции такое случится, осложнит отношения Ширшиной с горсоветом. В случае войны депутаты будут вынуждены вспомнить, в какой партии кормятся. Если нормальный диалог будет налажен, горсовет, скорее всего, не станет вредить Ширшиной. Еще менее выгодно воевать с ней самому Худилайнену.
«Мэр с абсолютно чистым бэкграундом — подарок судьбы! У Худилайнена есть технократические возможности решать какие-то проблемы, у нее есть доверие горожан. Он заинтересован в том, чтобы в Петрозаводске происходили положительные изменения», — отмечает источник в правительстве Карелии.
Петрозаводск — это половина электората и основные финансовые реки республики, которая переживает не лучшие времена. Госдолг Карелии достиг 13 миллиардов рублей (весь бюджет — 25), 40% предприятий лежат на боку, лесозаготовки сократились почти вдвое, моногорода хиреют.
Война в Прионежье
«Ширшина не станет для республиканской власти своим человеком. Но можно выстроить взаимовыгодные отношения — это будет оптимальный вариант для города. Лишь бы она не втянулась в бессмысленную войну с главой республики», — говорит политолог Анатолий Цыганков.
Война Худилайнена и Попова идет сейчас в Прионежье — районе, окружающем Петрозаводск. 8 сентября там тоже проходили выборы. Главой района был избран человек Худилайнена — Алексей Лучин, с выборов сняли яблочницу Веру Парфенову. Но на местах большинство получили яблочники. Теперь районные депутаты по многоступенчатой схеме должны выбрать главу администрации района (именно этот человек на самом деле управляет территорией). Последние три года руководителем администрации работает яблочница и двоюродная сестра Василия Попова Светлана Чечиль. Накануне выборов Александр Худилайнен заявил, что не видит Чечиль на этом посту, обвинил в незаконном выделении земли и пообещал, что ей придется объясняться со следователями. На этой неделе Чечиль пришла повестка.
«За эти годы нас много раз проверяла прокуратура — никаких существенных нарушений не нашли. Но я думаю, уголовное дело будет все-таки заведено. Не исключаю, что меня могут задержать, чтобы я не смогла подать документы на конкурс», — говорит Светлана Чечиль.
Источники в правительстве Карелии не исключают, что за «боевыми действиями» в Прионежском районе стоят те, кому выгодно ослабить позиции губернатора: «Перед Ширшиной открывается возможность сыграть роль миротворца. Она заявит о себе как о сильном и самостоятельном политике, если ей удастся остановить эту войну. Шанс у нее есть».