Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Культур-колхоз имени маэстро

17 октября 2013 10:00 / Культура

Идея объединения консерватории, Вагановки и Зубовского института снова замаячила на московском горизонте.

Сегодня днем в Москве на Старой площади, 4, в кабинете Владимира Толстого, советника президента РФ по вопросам культуры и искусства, пройдет заседание, посвященное грядущему Году культуры. На него приглашены в том числе руководители Петербургской консерватории и Вагановского училища. По их мнению, скандальный вопрос об объединении этих учебных заведений под крылом Мариинского театра тоже будет обсуждаться.
 
Официально в правительственных телеграммах, которые получили директора Вагановки и консерватории, сказано, что их приглашают «принять участие в заседании, посвященном вопросам развития и сохранения отечественной оперной и балетной школы». Первоначально встреча была назначена на 11 утра, потом ее перенесли — из-за позднего прибытия в Москву самолета, на котором прилетает Валерий Гергиев.
 
Напомним: в конце лета достоянием общественности стало письмо Гергиева на имя президента РФ с предложением создать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства» под патронажем Владимира Путина.
 
В этот центр маэстро предложил «слить» Мариинский театр, Вагановское училище, консерваторию и даже Российский институт истории искусств (Зубовский институт). Если объединение Вагановки и консерватории с Мариинкой еще можно как-то объяснить (первые два готовят будущих артистов и музыкантов для театра), то присоединение академического института выглядит исключительно как желание получить в свое пользование роскошный особняк на Исаакиевской площади.
 
Гергиев также предложил вывести будущий центр из-под действия 94-ФЗ, то есть сделать его финансовую деятельность совершенно непрозрачной.
 
Эта идея вызвала реакцию бурного отторжения: не только в прессе, но и на заседании экспертного совета при Министерстве культуры РФ самые известные и авторитетные деятели культуры и искусства высказались категорически против планов Гергиева. По мнению экспертов, такое объединение не принесет положительных результатов, оно на руку только предприимчивому маэстро: теперь, с открытием новой сцены Мариинского театра, ему требуется огромное количество музыкантов, танцоров балета. Деятели культуры напоминали, что Петербургская консерватория и Вагановка готовят артистов для всей страны.
 
В начале октября руководство Академии балета имени Вагановой направило Гергиеву открытое письмо, в котором напомнило, что театр и училище всегда тесно сотрудничали, что Мариинка уже много лет отбирает в свою труппу лучших выпускников. И не вина училища, что труппу Мариинского за последние четыре года покинули 15 ведущих танцоров. Об этом Вера Дорофеева, директор Вагановки, будет говорить на сегодняшнем заседании в Москве.
 
На вопрос: «Не получится ли, что руководителей училища и консерватории на этом совещании постараются заставить согласиться с идеями Гергиева?» — Михаил Гантварг, ректор Петербургской консерватории, ответил: «Я представляю не только свое личное мнение: ученый совет консерватории и весь коллектив отверг эти предложения Валерия Абисаловича и отказался объединяться. И я с этим решением согласен. Уверен, что Римский-Корсаков или Глазунов, которые преподавали в консерватории и чья музыка звучала в Мариинском театре, никогда бы не подумали объединить эти два заведения. Надеюсь, у наших чиновников здравый смысл возобладает».
 
«Новая» продолжит следить за развитием событий.