Бирюлевский тупик
История с этническими разборками в московском районе Бирюлево напоминает, к сожалению, старый анекдот про пьяницу, который очень долго ищет ночью под уличным фонарем потерянные ключи от квартиры.
Когда его спрашивают, а точно ли он уронил их именно здесь, бедолага отвечает: «Конечно, нет. Но здесь легче искать, потому что светлее».
Наши власти своей беспомощностью напоминают этого пьяницу. Нельзя сказать, что они совсем ничего не делают. Наоборот, полицейские чины проявляют безумную активность по зачистке овощебаз, а политики делают разнообразные громкие заявления для прессы. Мол, мы им покажем, мы всех приструним, мы всюду порядок наведем. Но в это время ситуация с этническими разборками лишь ухудшается. Недавно еще мы с ужасом обсуждали проблемы маленькой Кондопоги, а ныне, когда стычки вышли непосредственно на улицы российской столицы, времена разборок в провинции кажутся тихими и благословенными.
Боюсь, что дальше ситуация будет лишь ухудшаться. Многие эксперты говорили о неизбежном нарастании проблем и раньше, но наш обыватель обычно склонен верить не специалистам, а чиновникам. Обывателю всегда кажется, что проблему можно решить с помощью путинской властной вертикали, если приложить побольше сил и денег, а главное — сменить плохих чиновников на хороших. Однако на самом деле при решении любой серьезной проблемы этого недостаточно. Требуются кардинальные преобразования всей системы. А их провести сложно. И о них ни чиновники, ни политики говорить не любят.
То, что помимо чисто полицейских методов для решения проблемы нужны меры по контролю над миграцией, сегодня очевидно даже для власти. И постоянный разговор о такого рода вещах идет. Но при этом комментаторы стыдливо умалчивают, что конфликты на улицах возникают не только и даже не столько с иностранцами (узбеками, таджиками, азербайджанцами, вьетнамцами, китайцами), сколько с гражданами Российской Федерации — выходцами из республик Северного Кавказа. Против них нельзя применять миграционные ограничения. Или, точнее, такого рода ограничения на въезд кавказцев в Москву окажутся столь же законны и столь же по европейски цивилизованы, как, скажем, ограничения на въезд в столицу для петербуржцев. С точки зрения закона и цивилизованных норм поведения мы ничем не отличаемся от чеченцев, ингушей или народов Дагестана.
Таким образом, болтовня наших политиков о грозных миграционных мерах — это не более чем сотрясение воздуха. Оно практически не имеет никакого отношения к решению вопроса о сосуществовании различных народов в Бирюлеве. Можно хоть вообще ни одного узбека не пустить на территорию РФ. Проблем от этого меньше не станет, поскольку разборки с чеченцами все равно останутся.
У бессмысленной политической трескотни есть две основных причины. С одной стороны, парламентарии не могут честно признать, что они бессильны в разрешении данного вопроса. С другой — они не могут сказать, что причиной нашей нынешней беспомощности является политическое решение Путина о покорении Кавказа, принятое еще в 1999 году. То старое решение, которые было необходимо для сохранения империи и укрепления личной власти Путина, делает нас сегодня заложником острых межэтнических конфликтов.
Почти все ведущие политики страны, кроме отсеченных от парламента либералов, выбрали в свое время вслед за Путиным грозную имперскую риторику, поскольку именно она приносила голоса избирателей. А сегодня, когда имперский курс завел нас в тупик межэтнических разборок, политики не решаются сказать, что занимались безответственной болтовней и что сегодня у них нет рецепта по выходу из углубляющегося кризиса. Отделить от России Северный Кавказ они не готовы, поскольку именно на покорении Кавказа сделали в свое время карьеру, а ввести миграционные ограничения они не могут, поскольку для своих же сограждан такие ограничения не вводятся.
Единственным следствием углубления межэтнических разборок станет в России нарастание национализма, который по сути своей противоположен имперству. Вместо вранья о необходимости сохранения империи, где все народы якобы живут дружно, националисты будут требовать формирования национального государства.
Если такое формирование пойдет цивилизованными методами, то есть посредством мягкого демонтажа империи, можно будет считать, что мы отделались от авантюры-99 сравнительно малой кровью. Однако по мере нарастания межэтнических проблем шансов на мягкое решение становится все меньше. Политики ведут Россию в тупик, а общество покорно следует за ними, даже не пытаясь понять, что же у нас на самом деле происходит.