Расселяй и властвуй?
МЧС предупреждает: соседство со стройкой на набережной Лейтенанта Шмидта опасно для жизни.
Дом № 19 на набережной Лейтенанта Шмидта продолжает стремительно разрушаться. Перепуганные ночным «штукатуркопадом» жители вызывают спасателей, эксперты призывают немедленно остановить все работы на прилегающей стройплощадке. Но застройщик, чьи действия довели здание XVIII века до аварийного состояния, останавливаться не намерен. И предлагает съехать оказавшейся в зоне риска семье на съемную квартиру.
Драма на набережной (см. публикации в № 44 и 88) разворачивается по худшему сценарию. Специалисты не ошиблись в своих пессимистичных прогнозах: осадки в виде пластов штукатурки выпали в комнатах многострадального дома. Приостановка работ только на одном примыкающем к нему участке (предписанная Службой стройнадзора) оказалась негодной полумерой.
«Они стали копать в дальней от нас части площадки, и в тот же день у меня в комнате рухнул первый кусок штукатурки, — рассказывает Наталья Хисамутдинова. — А в ночь на вторник осколки посыпались друг за другом. Мы вызвали МЧС. Спасатели предупредили, что находиться в этом помещении нельзя, опасно, снаружи вдоль фасада повесили сигнальные ленты и сказали, что свой рапорт передадут в районную администрацию. Утром пришли ее представитель и работник жилкомсервиса, замеривший расползшиеся уже до трех сантиметров трещины. Приходил и представитель застройщика. Говорит — а может, это вы сами нарочно отковыряли штукатурку, чем докажете?
Потолки в комнате Натальи Сергеевны — под 3,5 метра. Рука в гипсе (сломала, упав на полу, вздыбившемся под натиском соседней стройки).
«Единственное, что они предлагают, — инъецировать трещины. Но какой в этом смысл?» — задается вопросом пострадавшая. Смысл в общем примерно такой же, как в рекомендации припудрить носик человеку, которому размозжили ломом голову.
«Инъецирование трещин тут не поможет, пока продолжаются деформации здания. Надо устранять их причины, а не камуфлировать последствия», — полагает аспирант кафедры организации строительства СПбГАСУ Юрий Ветров.
А вот выдержки из заключения, подписанного 25 ноября профессором Владимиром Улицким, завкафедры «Основания и фундаменты» Университета путей сообщения: "… конструкции здания находятся в аварийном состоянии. Причиной образования свежих трещин является несомненно производство работ по сносу соседнего здания… неконтролируемое ведение работ нулевого цикла, а также отсутствие независимых экспертов для ведения комплексного мониторинга».
Тем временем мониторинговая компания, нанятая застройщиком, бодро рапортует о стабилизации ситуации — «не замечая», что треснул уже и установленный 21 октября маяк.
"… конструкции здания находятся в аварийном состоянии. Причиной образования свежих трещин является несомненно производство работ по сносу соседнего здания… неконтролируемое ведение работ нулевого цикла, а также отсутствие независимых экспертов для ведения комплексного мониторинга».
В заключении профессора Улицкого признается необходимым «полностью приостановить выполнение строительно-монтажных работ». Застройщик же останавливаться не намерен и предлагает семье Хасмутдиновых на год съехать на съемную квартиру, в качестве отступного оплатив расходы.
Семья ее находится в критической ситуации — с сентября сами оплачивали съемное жилье для дочери Натальи Сергеевны и двух ее малолетних детей, чтобы не подвергать их опасности по месту жительства, но теперь деньги все вышли. Однако «щедрот» застройщика принимать не хотят. «Это они предложили, когда очередная съемочная группа приехала. Добиваются только, чтобы мы тут под ногами не путались, не привлекали общественного внимания. Нам трудно, но не пойдем мы на это. Дом надо спасать, укреплять фундаменты, конструкции. Иначе возвращаться нам будет некуда».
«Черт знает что! — возмущается депутат Алексей Ковалев. — Теперь, если здание будет признано аварийным, за счет города придется его расселять, а потом оно будет продано. Какие открываются перспективы для застройщика! Ломаешь, потом через торги покупаешь — и не тратишься на расселение жителей».
Инспектор Службы стройнадзора Андрей Соловьев, уведомленный обитателями злосчастного дома об обрушениях и визите МЧС, сначала пообещал прибыть на место и срочно созвать специальную комиссию. А затем будто вжился в роль глупого пингвина из «Песни о Буревестнике» — к служебному телефону не подходит, поступающие на мобильный звонки с известных ему до боли номеров сбрасывает.
«Новая» проинформировала о критической ситуации с охраняемым государством историческим зданием председателя КГИОП Александра Макарова. Глава ведомства поручил своим сотрудникам подключиться к решению этой проблемы. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
P. S. Судебное заседание по заявлению жителей пострадавшего дома стартует в Василеостровском районном суде 9 декабря, в 10.15 (зал № 10, судья Найденова).