Балтийский путь: культурный маршрут
Как в Литве строят новую жизнь, сохраняя историческое наследие.
Литва в Списке ЮНЕСКО представлена не только объектами природы (Куршская коса), археологии (курганы в Кернаве) и архитектуры (исторический центр Вильнюса). К шедеврам нематериального наследия человечества отнесены литовское искусство изготовления памятных крестов, традиция многоголосого хорового пения «сутартинес» («единство»). А одно из уникальных проявлений народного единства — акция «Балтийский путь», объединившая летом 1989 года миллионы литовцев, латышей и эстонцев, создавших живую цепь длиной почти 600 км — ЮНЕСКО признала феноменом ненасильственного сопротивления, пополнившим международный регистр программы «Память мира».
Город, дарящий спокойствие
Фотографии, документальная хроника тех дней и литовский триколор, поднятый над башней Гедиминаса весной 1990-го, составляют развернутую на третьем ее этаже экспозицию. О том времени вспоминают сегодня со смешанным чувством любви, гордости и грусти — как об ушедшем в историю времени торжества народного духа, окрыленного верой и надеждой. Оправдались ли те надежды? Этот вопрос мы, участники питерского журналистского десанта, задавали в Литве самым разным людям — чиновникам, предпринимателям, музыкантам и фермерам. Каждый изведал свою толику горечи разочарований (а бывает ли иначе?), но никто не пожалел о сделанном тогда выборе и не пожелал иного пути. Он не усеян лепестками роз — литовцам пришлось спознать за прошедшие годы все сопутствующие коренным реформам проблемы. Но их упорство, трудолюбие и способность обращать слова о любви к родине в конкретную работу, по камешку складывая фундамент будущего процветания страны, достойны уважения.
Новогодняя елка на Кафедральной площади.
Литовский опыт сохранения национальной культуры — это не только бережное отношение к памятникам старины. Но прежде всего выступающая ее залогом внутренняя культура человека. Проявляемая в самых разных вещах — будь то добросовестный труд, отношение к природе или поддержание чистоты улиц.
В день нашего приезда Вильнюс накрыло циклоном, снег шел всю ночь. Но к восьми утра, когда выходили из гостиницы, уже все было расчищено. Кстати сказать, третий год подряд в канун Рождества мэр устраивает в Ратуше торжественный прием для дворников — чтобы выразить им благодарность. Хотя ручной труд здесь используется все меньше — только в самых узких местах, где не развернуться современной технике, каковой тут предостаточно.
Столица Литвы остается одним из самых зеленых европейских мегаполисов.
Несколько лет назад здесь отказались от истребления вековых елей ради рождественского украшения главных площадей. Выбор был сделан в пользу легкого металлического каркаса, на который крепятся еловые ветви. На заметку петербургским властям: такое новогоднее дерево в переводе на рубли обходится примерно в 800 тысяч.
Почти 70 процентов городской территории остается за лесами, парками и озерами.
«Посол Украины в Литве как-то заметил: «Я знаю города с парками, но только один город в парке — Вильнюс!» — улыбается мэр города Артурас Зуокас. — В пяти минутах от здания администрации вы можете покататься на лыжах, четверти часа хватит, чтобы добраться до конюшен и сесть верхом на лошадь».
Мэр Вильнюса Артурас Зуокас. Фото Татьяны Лихановой.
Чувство спокойствия, которое дарит человеку Вильнюс, мэр считает главным достижением своего города.
Присущих всякому крупному центру раздражителей — таких, например, как пробки — здесь становится все меньше. Для общественного транспорта организованы выделенные полосы, новый подвижной состав формируется из автобусов с кондиционерами и защищающим от проникновения шума извне двойным остеклением окон. Востребована у автолюбителей система кардшаринга — когда машину можно взять в одной точке города и оставить в другой. По схожей схеме действует и обмен велосипедов — для них тоже организованы свои полосы движения и действует множество пунктов аренды.
Маршрутки ликвидированы тут как класс с июля прошлого года. Господин Зуокас считает этот вид транспорта устаревшим и задающим нечестные правила игры: городской транспорт следует четко по графику, тогда как «микрушки» только «собирают сливки».
К тому же, по словам главы города, «в этой сфере крутилось много теневых денег», а данные проведенных проверок вызвали подозрения в использовании нелегально импортируемого топлива.
Для оптимизации городского трафика тут активно применяют не только кнут, но и пряник. Например, приоритетные полосы и выделенные парковочные места со знаком «4+» — для тех, кто берет в свою машину попутчиков. Этот сервис набирает популярность: ведь сегодня, по определению Артураса Зуокаса, автомобиль — самый дорогой член семьи. Цена на бензин в Литве одна из наиболее высоких в Европе, да и парковка за восьмичасовой рабочий день вылетает в кругленькую сумму.
Серьезному сокращению подвергся и чиновничий автопарк — после того как все службы мэрии были переведены в одно здание.
Сам мэр ездит на работу на электрическом двухколесном самокате Segway, в дурную погоду берет такси.
«Современной архитектуре нового административно-делового центра отведено место на правом берегу реки Нерис. Это всего в километре от границы исторического центра, что на левом берегу».
Сохранение как стимул для развития
Первый этаж в 22-этажном здании городской администрации отведен центру обращения граждан, где действует принцип «единого окна». Система, запущенная с 2004 года, призвана исключить прямой контакт с конкретным чиновником. Свыше 200 услуг предоставляются в электронном виде. На официальном сайте каждый может следить за прохождением своего обращения, соблюдением сроков исполнения. Упрощенная процедура позволяет, например, самостоятельно оформить все документы, необходимые для размещения наружной рекламы — согласование будет выдано автоматически, если соблюдены все необходимые правила.
Если кто-то обращается за разрешением на открытие ресторана или магазина, сотрудники мэрии сами могут принести готовые документы. Экзотическая для нас ситуация представляется мэру абсолютно естественной: «Люди в администрации должны понимать, что не они, а граждане хозяева положения».
Отстаивая интересы Вильнюса, Артурас Зуокас вступил в судебную тяжбу с правительством — добиваясь, чтобы в городе оставалась существенная часть им заработанного, дошел до Конституционного суда Литвы.
«Да, мы всегда были донором, и будем им впредь, — поясняет господин Зуокас. — Но ведь невозможно использовать донора, если выпустить из него всю кровь! До сих пор в бюджете Вильнюса оставалось не более 24 % от собранного нами подоходного налога. Сейчас достигнуто предварительное соглашение о том, что мы будем оставлять у себя 48 %».
Туризм остается одним из ощутимых источников пополнения городской казны. Зарубежный гость оставляет в литовской столице около 300 евро в сутки. Больше всего приезжает россиян — в прошлом году услугами отелей Вильнюса воспользовались свыше 90 000 наших соотечественников. Для многих имеет значение отсутствие языкового барьера, привлекает и особая рафинированность этого старого европейского города, издавна населяемого преимущественно людьми науки и творческих профессий.
«Мы строго придерживаемся той политики, которую определили для себя еще десять лет назад, — обозначает приоритеты мэр: — к нам должны приезжать не из-за дешевизны, не будем мы делать ставку на любителей попить недорогого. А на тех, кто ценит культуру и европейский комфорт. Мы приветствуем развитие бизнес-туризма, создаем условия для того, чтобы у нас проводились деловые и научные конференции, собирались творческие форумы».
В отличие от экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, глава литовской столицы не считает, что статус ЮНЕСКО мешает городу развиваться.
«Это почетный статус, предмет гордости, — говорит Артурас Зуокас. — И мы рады возможности показать туристам ту уникальную ценность, что представляет собой старый Вильнюс. Бывало, ответственные за принятие решений чиновники неправильно использовали этот ресурс, он ведь тоже может быть основой для коррупции. Всякий раз, когда возникает намерение что-то построить в историческом центре, сначала мы должны сказать «нет». Нужны веские аргументы для обоснования своей позиции, надо уметь и находить компромисс там, где он возможен. Но я, например, абсолютно солидарен с мнением Михаила Пиотровского — заявлявшего в связи с планами строительства в Петербурге башни Газпрома о недопустимости появления подобного объекта в таком месте. А что до того, мешает ли сохранение развитию или наоборот, могу ответить так: жесткие правила, направленные на сохранение старого Вильнюса, послужили стимулом к развитию нового делового центра на другом берегу реки».
Альтернатива высоткам
Вильнюсский объект Списка ЮНЕСКО уже прошел процедуру уточнения состава и границ (в рамках объявленной в 2005 г. Центром всемирного наследия инвентаризации).
С оглядкой на наш петербургский опыт интересуемся у генерального секретаря литовской национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Марии Дремаите: не было ли и у вас соблазна, воспользовавшись этой инвентаризацией, сократить границы охраняемой территории, избавившись от лишних обременений в интересах строительного бизнеса?
«Такой соблазн есть всегда, — смеется госпожа Дремаите. — Ведь неизменны интерес инвесторов к старому городу и оказываемое бизнесом давление. Но все-таки нам удалось ему противостоять, мы ограничились именно внесением уточнений. Еще в 2010 году Министерство культуры своим указом закрепило границы нашего объекта всемирного наследия, четко определены места, где всякое строительство запрещено. Стремимся следовать рекомендациям ИКОМОС, без консультаций с которым не реализуется никакой значимый проект в историческом центре (каким был, например, вызвавший много споров проект воссоздания Дома великих князей) и в буферной зоне.
У нас были проблемы с новым высотным строительством. Усугублялись они тем, что старая часть Вильнюса расположена в низине и все, что ни построишь на окружающих его холмах, будет видно. Тем не менее мы стремимся минимизировать такое негативное влияние. Крупных строительных проектов не было в последние пять-шесть лет по причине кризиса. Теперь инвесторы вновь активизируются, но их объекты меняют облик — пришло осознание того, что самовыразиться можно не только за счет высоты, есть немало других приемов, позволяющих создать самобытную и выразительную архитектуру».
По словам Марии, в Литве нет градозащитных организаций уровня московского «Архнадзора». Но существует немало местных сообществ, берущих под свой контроль сохранность отдельных мест, районов, исторических пригородов. В их рядах есть достаточно юристов высокого уровня, чьи заключения литовская комиссия ЮНЕСКО принимает с благодарностью и рассматривает с надлежащим вниманием. Например, недавно активисты представили свой протест в связи с некорректной приватизацией участка, где к тому же инвестор намеревается возвести объект в три-четыре этажа вместо дозволенной одноэтажной постройки. Теперь анализируется правомочность выданных согласований, берутся объяснения у подписавших их чиновников, а затем вопрос будет рассмотрен действующей при Министерстве культуры надзорной комиссией.
Литовская структура ЮНЕСКО действует не при МИДе (как в России), а при Министерстве культуры. Но к охране наследия здесь оказываются подключены и другие министерства. Так, например, Министерство сельского хозяйства решает задачи, связанные с обеспечением сбережения и развития традиций производства национальных продуктов — таких как литовский творожный сыр, производимый в Сейнах и Лаздияй мед и скиландис (копченый нафаршированный мясом свиной желудок), внесенные Еврокомиссией в список составляющих наследие Европы продуктов. Под опекой профильных ведомств находятся традиционные ремесла, а также проекты возрождения старинных усадеб — они включаются в программы развития сельского сектора туризма, на который в Литве возлагают большие надежды.
Об одной из таких возрожденных усадеб, о современной жизни монастыря XVII века и рок-фестивале под стенами замка — читайте в следующем номере «Новой».