Сумбур вместо музыки
Чиновники в Комитете по культуре сначала заявили, что в Петербурге слишком много симфонических оркестров, а затем создали еще один.
17 декабря 2013 года Комитет по культуре сообщил, что в структуре «Петербург-концерта» появится новый коллектив. Для нового оркестра открыты 45 ставок с зарплатой, куда больше той, что сейчас получают музыканты в этой организации. Хотя ни помещения для репетиций, ни дополнительного концертного зала, ни даже инструментов для еще одного оркестра нет.
О том, что в Петербурге и так слишком много государственных оркестров, на которые из бюджета города тратится ежегодно почти 250 млн рублей, чиновники от культуры заговорили в сентябре, когда разразился скандал с увольнением Александра Титова с должности главного дирижера Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Объясняя это решение, Василий Панкратов, председатель Комитета по культуре, заявил, что городским властям очень хочется поставить во главе оркестра музыканта с громким именем, создать коллектив, который мог бы стать «лицом Петербурга», но при этом сэкономить.
Почти все музыкальные деятели Петербурга объясняли маневр «и на елку влезть, и ничего не исцарапать» желанием сократить количество музыкантов и обеспечить дирижерской должностью Сергея Стадлера, не имевшего к тому моменту своего коллектива.
Закончилось все пшиком: количество музыкантов и оркестров осталось прежним, а Александр Титов продолжал дирижировать оркестром, хоть и не в должности главного дирижера. Сергей Стадлер, уже полтора года художественный руководитель «Петербург-концерта», не имея своего коллектива, продолжал выступать с сольными концертами. Смысл хаотичных телодвижений чиновников в области культурной политики так и остался непонятен.
Теперь, после объявления о создании нового оркестра, в «Петербург-концерте» сложилась странная ситуация. Если Стадлеру город нашел возможность выделить 45 ставок для оркестра, что будет с уже существующими симфоническим оркестром и камерным хором, которыми руководит Николай Корнев? Эти коллективы известны в городе, их концерты собирают полные залы и приносят доход, их программы высоко оценивают профессионалы и любители музыки. Но зарплаты в оркестре Корнева — 20 тысяч рублей, а в новом оркестре их повышают до 35 тысяч, что соответствует указу президента о повышении зарплат деятелям культуры и искусства. Получается, что один оркестр заслуживает достойной оплаты труда, другой — нет? Ответы на эти вопросы пресс-служба Комитета по культуре пока не дала, сославшись на отсутствие документов.
«Я задал вопросы директору о нашей судьбе, — рассказал «Новой» Николай Корнев, — сохранится ли существующий оркестр? Она ответила: да, сохранится. Но сейчас моих музыкантов агитируют переходить в оркестр Стадлера. Спрашиваю: в этом случае наш оркестр сохранится? Мне ответили: не знаем. То есть новый коллектив создается путем поглощения старого».
Чтобы укрепить положение Сергея Стадлера, для него учредили новую должность — главный дирижер «Петербург-концерта». Не дирижер оркестра, хора или ансамбля, а дирижер всей организации. Что звучит, мягко говоря, странно: в состав «Петербург-концерта» входят разные музыкальные коллективы — например, камерный оркестр «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством Михаила Гантварга. Есть ансамбль «Дивертисмент» Ильи Иоффа, есть камерный хор. Входят в эту организацию и театральные коллективы, и отдельные артисты. Получается, все они будут подчиняться дирижерской палочке Стадлера? На эти вопросы Сергей Валентинович так и не ответил, ссылаясь на постоянную занятость.
Но есть и организационные вопросы, ответы на которые должны дать городские чиновники, затеявшие перетряску оркестров.
«Мы много лет репетировали, что называется, на коленке, давно ждали, когда нам отстроят репетиционное помещение, — рассказал Николай Корнев. — Оно наконец сделано, а мне говорят: извольте подвинуться, здесь будет репетировать Стадлер. А он заявляет, что будет репетировать, когда захочет. Но один оркестр, как наш, в 50 музыкантов, туда помещается, а 100 человек, если сохранятся оба коллектива, — нет. Потребуются еще немалые средства на инструменты или новый оркестр отберет наши?»
Решать эти вопросы, причем заранее, должны были городские власти. Но — надо же, какое совпадение! — решение о создании нового оркестра было принято в то время, пока вице-губернатор по вопросам культуры Василий Кичеджи находился в отпуске. Кстати, решение о снятии Александра Титова с должности главного дирижера тоже совпало с отпуском первых лиц администрации города.
Прямая речь
Сергей СЛОНИМСКИЙ,народный артист РФ, лауреат государственных премий,академик Российской академии образования:
— С Николаем Корневым я работал, и считаю очень важным сохранить его как дирижера хора и оркестра — двух замечательных коллективов. Что касается Стадлера, я давно знаю его не только как хорошего скрипача, но и как сильного дирижера. Но идея создания какого-то сверхоркестра — глупость, такой оркестр уже есть, им руководит Юрий Темирканов. Важно качество исполнения, а соревноваться с оркестрами филармонии нелепо. И нужно увеличивать количество любителей музыки, а не показухи, чем занимаются чиновники. Нужно осмысленно относиться к музыкальной политике в Петербурге: не стремиться потратить бюджетные средства на массовые дорогостоящие акции типа приглашения какой-то зарубежной звезды на один вечер, а заниматься повседневной просветительской работой, которую вели еще Балакирев, Римский-Корсаков, Соллертинский, Шостакович. Я очень высоко ценю талант и Корнева, и Стадлера, но я против того, чтобы городские власти сталкивали лбами творческих людей. У них у обоих должны быть равные возможности реализовать свои способности.