Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

"Люди травмированы так, как будто попали под зенитную бомбардировку"

19 февраля 2014 21:45 / Политика

Петербуржец Филипп Хопта живет в Киеве шесть лет. Его дом – на Институтской улице, совсем рядом с местом, где идут настоящие бои

Он смотрит в окно и записывает на странице в ФБ все, что видит. Иногда фейсбук подтормаживает, и тогда знакомые звонят Филиппу, он открывает окно война рядом.

Мы следили за постами Филиппа в соцсети, а потом позвонили ему в Киев.

"Горит все. Все очень сильно горит"

Со страницы Филиппа в ФБ

(Вчера)

* Теперь мы живем в непосредственном эпицентре событий. То есть уйти на работу мы успели до начала этих событий. А вот домой попасть, судя по трансляциям, запросто не удастся.

* Очень стремно смотреть на свой дом в прямом эфире в новостях. Марта с няней дома. Няня в истерике. Этаж последний, окна на улицу. Все видно. Менты опять впятером п…т лежачих и врачей, пытающихся им помочь. Взрывы, крики, дым, вся фигня. Няня в а…е, дочь вообще не волнуется. Показали, как в ста метрах от нас прямо поперек Институтской стоит скорая и зашивает людей. Очередь не убывает. И они травмированы так, будто попали под зенитную бомбардировку. Кровищи море, выбитые глаза... Что за ублюдки эти менты... Только что в скорой зашивали и расквашенное лицо женщине. Говорит, что мимо шла… Так что на месте боевых действий половая дискриминация напрочь отсутствует.

* Жена на работе, через дорогу от меня. Но судя по тому, что тут началось, всем лучше сидеть где сидят. Скоро закончится.

* Они приняли самое дебильное решение из возможных. Пытаются взять Майдан. Вероятно, будут убивать.

* Силовой разгон со всех сторон. Беркут внезапно жестко атаковал Майдан со стороны Институтской и Грушевского.

* Решили прорываться к дочери. Вроде Шелковичная и Институтская свободны. Хотим успеть до шести. Через час отпишусь.

* Институтская в хлам. Брусчатки нет, повсюду догорают машины, какие-то тряпки валяются. Постапокалипсис, короче. Нашу аптеку разгромили. Маша говорит, она все равно отстойная была) Ментов нет, но ноги и самому себе можно переломать на этих выбоинах. Теперь задница с вывозом в тыл женщин и детей. Такси не вызывается, транспорт не ходит. Диспетчеры на слове "Институтская" впадают в ступор. Ползут ментовские автобусы в сторону Майдана. И правда разгонять решили?

* Побежали, побежали!! Отряд "Беркута" человек 200 минимум очень резвой рысью пробежал к Майдану. Держитесь там.

* Как и говорили афганцы с Майдана, любая бронетехника в условиях уличной войны в той или иной степени бесполезна. И, как видно из прямого эфира, бесполезна не только из-за своей неповоротливости, но еще и потому что она неожиданно хорошо горит. Тремя коктейлями Молотова можно сжечь даже бронированный водомет(!) Сколько он стоит? Штук 250 баксов? Даже получаса не протянул, кажется.

(Ночью):

* Горит все. Все очень сильно горит.. Очень характерную зарисовочку наблюдал щас из окна: гаишник на модном Приусе подъезжает к группе из 15 ментов на перекрестке. Гаишник: "Слава Украине!" Менты: "Га-га-га-га!!!"

* Коммунальщики уже собирают брусчаточку в грузовичок. Завтра, поди, уже обратно уложат. Европа... А полчаса назад ходили два мента с совочком и веничком, пульки подбирали.

* Менты снова строят бетонную баррикаду через Институтскую. Зачем?

(4 часа назад):

* Дочь эвакуировали к няне.

* На Институтской строят уже две баррикады. Зачем – понять не могу. Замуровали.

"Все мои друзья и знакомые – там"

Мы позвонили Филиппу в Киев, и он поделился последними новостями:

Дочь отправили сегодня к няне, на Левый берег, спасибо друзьям-москвичам. Город парализован. Метро не работает. Я никогда не видел, чтобы столько людей пешком шли с работы. Не домой. Сначала – к Майдану. Здесь давно уже так принято – после работы на Майдан, ночью – домой, утром – снова на работу. В выходные мы были там с дочерью.

12 декабря. Филипп Хопта с друзьями на Майдане

Вчера на работе мы как-то все вместе решили, что сегодня будет выходной (Филипп арт-директор крупного рекламного агентства. Ред.). Жена заболела и тоже не пошла на работу. Вдвоем как-то не так тревожно. Многие мои коллеги и знакомые сейчас на Майдане. Меня жена не пустила. Но они там. Одного ранили. Это благополучные, обеспеченные люди, руководители предприятий. Я сегодня говорил с главой одной из крупнейших киевских digitall-компаний – и он тоже на Майдане. Я удивился, когда узнал, – потому что там действительно опасно, там убивают. Мои знакомые москвичи, у кого есть машина, помогают как могут, привозят еду и медикаменты раненым. Что их заставляет это делать? То же, что заставило уехать из Москвы в Киев. Здесь здорово – не на войне, а там, где есть эти люди. А в Москве или Петербурге не здорово. И мы готовы бороться за то, что есть здесь.

Я работаю сегодня из дома. На компьютере открыты окна с прямой трансляцией, но пытаюсь что-то делать. Сейчас за окном тихо, перемирие. Там вдалеке горят костры. Грохот слышен, но мы к этому уже привыкли, как бы страшно это ни звучало. Ночью перед домом все убрали, и даже пульки собрали. Как будто ничего и не было, только строят уже вторую баррикаду. Я живу в "депутатском" квартале, соседи – парламентарии и просто разные состоятельные люди. Я был уверен, что они разъедутся, но нет стоят и так же, как я, выглядывают в окна.

Я никуда не уеду из Киева, во всяком случае – точно не вернусь в Россию. Хотя здесь страшно. Конечно, главная угроза – в эпицентре, и это даже удивительно: в ста метрах от Майдана люди ходят спокойно и фотографируются. Есть какие-то бытовые неудобства – пробки, закрытые магазины, но это ничто по сравнению с тем, что умирают люди.