Наивны как дети
Когда я следил за Олимпиадой, мне больше всего было жаль единороссов, а также примкнувших к ним многочисленных беспартийных страдальцев из числа всевозможных комментаторов. Они напоминали ребенка, которого впервые в жизни наказали, и теперь он мучительно осмысливает вопрос: почему я такой хороший, а мир такой плохой?
Единороссы обиделись на зарубежную прессу, выискивающую недостатки в организации Олимпиады вместо того, чтобы наслаждаться нашим всеобщим праздником. "Что за сумасшествие творится в мире!" – воскликнула, например, в связи с этим Светлана Журова.
В отличие от функционеров партии власти, которые, естественно, прекрасно понимают, что творится в мире, спортсмены и болельщики искренне огорчаются. Почему пресса столько времени мусолила проблему странного унитазного тандема, обнаруженного в одном из туалетов Сочи? Почему обращала больше внимания на плохо налаженный быт в отелях (грязная вода из крана, редкая смена белья, требования бросать туалетную бумагу в урну, а не в унитаз и т. д.), вместо того чтобы восторгаться грандиозным зрелищем открытия?
Пресса и впрямь не идеальна. Она часто бывает необъективна. Однако не потому, что ей надиктовывают тексты из Госдепартамента, а потому, что она ориентируется на вкусы своих читателей или зрителей. В частности, на сложившиеся у них за последние годы представления о России.
А какие представления могли сложиться на Западе? Наверное, те, которые мы сами (точнее, наше политическое руководство и официальные пропагандисты) активно распространяли. Например, о том, что Россия встала с колен и не будет больше плясать под чужую дудку. У нас есть свои, сильно расходящиеся с западными представления о демократии, о правах человека, о толерантности, об уважении к меньшинствам и так далее, вплоть до сравнительно частного вопроса о том, кому позволено усыновлять детей. "Мы не навязываем гражданам западных стран свои представления о мире, но и они пусть нам не навязывают свои", – неоднократно заявляли всевозможные единороссы, телекомментаторы, политтехнологи и их высокие покровители.
Подобная позиция имеет право на существование. Однако, заняв ее, не следует удивляться тому, что сотни миллионов граждан других государств будут считать нас несколько странными людьми, не желающими прислушиваться к современным идеям. Точно так же, кстати, в России миллионы людей считают, мягко говоря, несколько странными тех граждан западного мира, которые убеждены в необходимости соблюдать права сексуальных меньшинств.
"Мы не такие, как вы" – этот тезис Россия активно внедряла в сознание иностранцев и наконец добилась эффекта, несколько неожиданного для Светланы Журовой. "Раз вы другие, раз вы разделяете какие-то странные ценности, раз вы стремитесь спорить с нами по тем вопросам, по которым на Западе в основном достигнут консенсус, то вряд ли в вашем мире все будет хорошо", – размышляет американский или европейский обыватель. И значит, информация в прессе, которой такой обыватель станет доверять, обязательно должна содержать примеры серьезных проблем, возникающих в России. Точно так же, кстати, наш обыватель с нетерпением ловит всякую информацию о том, как в "их мире" возникают проблемы из-за излишней моральной распущенности или безалаберности, ассоциирующейся с либеральной демократией, а желтая пресса, ориентированная на обывателя, эту информацию с радостью предлагает.
Проще говоря, если мы взяли курс на укрепление собственных ценностей и неприятие многих ценностей, утвердившихся на Западе, не следует удивляться тому, что нас там перестают считать своими. Надо сжать зубы и мужественно это перетерпеть. Если же мы хотим, чтобы нас любили, чтобы радовались нашим успехам, чтоб наслаждались нашими зрелищами без всякой задней мысли, то надо разделять утвердившиеся у них ценности. И если эти ценности не соответствуют традиционному мировоззрению, надо сжать зубы и мужественно перетерпеть, а не кричать, что мы встаем с колен и мелко вас видим.
Либо – либо. Так устроен мир. Ребенок, обидевшейся на мир, постепенно привыкает к мысли о необходимости жить по его законам. И точно так же придется привыкать к этой мысли людям из партии власти.
Сейчас уже очевидно, что многие из них, несмотря на весь декларируемый патриотизм, собираются, выйдя в отставку, жить на Западе по примеру бывшего московского мэра Юрия Лужкова и бывшего пермского губернатора Олега Чиркунова. Им хочется стать там своими. Отсюда болезненная реакция на всякую критику, которой они подвергаются в прессе.
Не стоит обижаться. Лучше задуматься о том, что пора сделать выбор.