Крымская Атлантида
Не сказав ничего по существу, Янукович включил обратный отсчет новой истории Украины, а вместе с ней и России
Десятиминутное заявление, сделанное Виктором Януковичем 11 марта в российском городе Ростове-на-Дону, и озадачило, и внесло ожидаемую определенность одновременно.
Десятиминутная мхатовская пауза, предшествовавшая появлению Януковича на публике, наэлектризовала атмосферу в зале, где собрались журналисты, это ощущалось даже издалека. Ожидания сенсационного заявления по разрешению взрывоопасной ситуации в его родной стране, президентом которой он продолжает себя считать, достигли апогея, когда, наконец, Виктор Янукович появился из боковой двери зала и на фоне жовто-блакитного украинского флага зачитал по бумажке свое заявление. Но ожидания не оправдались. Пожалуй, основным содержательным посылом этой краткой речи было утверждение, прозвучавшее в первых словах: "Я жив!"
"Жив" – это был ответ на некие враждебные слухи, распускаемые в виртуальном пространстве, о том, что Януковича, мол, уже и в живых-то, может быть, нет. Дальше были слова о бандитском фашиствующем режиме, устанавливающем свои порядки в Киеве и по всей стране, о западных покровителях, нарушающих не только международные нормы, но даже законы своих собственных стран, оказывая финансовую поддержку нелегитимному режиму. Было непризнание предстоящих майских президентских выборов на Украине. Было и самооправдание: Украину ждут потрясения и катастрофическое падение уровня жизни – будут обвинять меня, но я здесь ни при чем. Были и "жизнеутверждающие" фразы о том, что, как только позволят обстоятельства, а ждать, вероятно, осталось недолго, он снова появится в Киеве.
А в завершение вновь: "Я жив! Ще Украина не вмерла!"
И – ни слова о разрешении кризиса! Ни намека. Только вскользь, обвиняя во всех бедах нынешнюю, бандитскую, по мнению Януковича, власть, прозвучали слова о Крыме. Что это по их вине откалывается Крым. Как говорится, читайте по губам. Откалывается. Сказано как факт уже свершенный. Что за этим? Всего лишь то, что на присоединение Крыма к России дана отмашка нынешним президентом Украины (по версии самого Януковича и его московских покровителей). Да и в целом на разрешение судьбы его страны дано молчаливое согласие "большому брату".
После сказанного Янукович забрал с трибуны бумажку и удалился. Вопросы не были предусмотрены регламентом. Его спина исчезла в проеме боковой двери зала. Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться.
Следующее слово за большим братом. И оно уже сказано.
Судьба Крыма решена.
Судьба Украины туманна.
Симптоматично, что в тот же день и практически в тот же час, когда Янукович делал свое малосодержательное заявление, по "совершенно случайному стечению обстоятельств", парламент Крымской автономии принял декларацию независимости от Украины, провозгласив Крым независимым государством.
Еще одна "совершенно случайная" частность. В декларации независимости парламент Крыма в числе прочего ссылается на постановление международного суда ООН о Косове от 22 июля 2010 года. Оно знаменательно: согласно этому решению, провозглашение независимости одной части государства от другой не нарушает норм международного права.
Словом, все сделано так, чтобы ударить по заклятым западным "партнерам" их же оружием – оружием юридической казуистики. В один день принята декларация независимости – что с правовой точки зрения необходимо для легитимизации последующего решения о вхождении в состав другого государства уже на правах самостоятельного государственного образования, а не части иной державы. Тут же привязан косовский прецедент. (Помните, сколько тогда было по этому поводу сказано и как Россия затаила поневоле проглоченную обиду, что "западные партнеры" ее в очередной раз не слушали. А теперь возвращают им их же пас: мол, тогда вы сами первыми начали перекройку европейских границ.)
И вполне закономерно именно в тот же день выступление Виктора Януковича со своим странным заявлением. Задача была простой: явить миру живого и невредимого человека, который, по версии Москвы, считается действующим законным руководителем страны и главнокомандующим ее армии, человека, который самолично подписал документ, призывающий соседнюю державу (Россию) силой оружия поддержать порядок на его ввергнутой в хаос родине (Украине).
В общем, юридически все сделано, можно сказать, элегантно. И знаменует собой несомненный прогресс. Ну примерно так, как можно было бы сравнить рейдерские захваты, проходившие на нашей родине в начале лихих 90-х и как это делается сейчас. Тогда к хозяевам бизнеса приходили крепкие парни и с помощью подручных средств типа раскаленного паяльника или электроутюга выбивали из хозяина подписание всех необходимых документов. Сегодня то же самое делается в тиши кабинетов юридических контор и залах арбитражных судов. Вполне легальная юридическая казуистика часто не менее эффективна по части, как говаривал Остап Бендер, относительно честных способов отъема денег. Примерно то же самое, как видим, вполне применимо и в международной практике.
Здесь возникает вопрос. Сергей Аксенов, выпускник Симферопольского высшего военно-политического училища, председатель Совета министров Автономной Республики Крым, а также самопровозглашенный верховный главнокомандующий Крыма и Севастополя, настолько силен в юриспруденции и международном праве? Напрашивается ответ: какие-то советники оказывают ему серьезную правовую поддержку. (О финансовой или военной поддержке здесь не говорим, впрочем, здесь все и так ясно, никто и не скрывает.) Ну а кто эти советчики крымчанам в решении судьбы Крыма, как говорится, угадайте с трех раз…
Крым уже играл фатальную роль в судьбе России. Осень 1920-го. Крым – последний клочок прежней жизни. И ее (эту жизнь) вихрем сметает в море вместе с белой гвардией, уплывающей на последних кораблях в Константинополь.
Похоже, в наши дни Крыму суждено сыграть такую же роль. Вновь это точка отсчета новой судьбы России. Будет ли эта судьба безмятежной и радостной? Нет! Родовые муки – это всегда муки. И дай дог, чтобы недолгие, и чтобы без родовых осложнений, и чтобы все остались живы. Но гарантии нет.
Крым – квинтэссенция экспансии. По-своему, убийственно логичная. Перед этим все шло по нарастающей. Олимпиада в Сочи – мощное крещендо имперского духа. Крым – наступивший вслед за этим катарсис.
Логика экспансии – экспансия. У нее нет конца, ее остановит только крах. Когда? История может быть стремительна, как полет стрелы (в наши дни, конечно, пули), а может быть медлительна, как кокетливая дама, которой хочется посмаковать момент, ей спешить некуда, ведь человеческая жизнь для нее не срок.
Крым – это только начало. По законам драматургии – дальше действие будет развиваться. Мы оказались на пороге столь масштабных перемен, что не можем сполна оценить их последствия. Но масштаб перемен, безусловно, мировой.
Привычной нам сегодня умиротворенной картины жизни уже не будет никогда. Вихрь неотвратимых перемен сметет привычные ориентиры и изменит картину до неузнаваемости. Если кто-то тешит себя мыслью, что скоро все образуется и, заполучив Крым, мы заживем спокойно и сыто, то зря. Не будет ни того ни другого. Будет что-то совсем другое, то, что мы сейчас не в силах себе представить.
Мы на пороге крушения прежнего мира. Мир изменится. А прежний уйдет на дно, как Атлантида. Какое место найдется нам в неизведанном и вряд ли уютном и дружелюбном новом мире – вопрос.