Врачи больницы Петра Великого прекратили голодовку
"Состояние медиков ухудшилось. Удалось договориться с администрацией о том, что вопрос с зарплатой будет улажен в ближайшее время", – говорят в профсоюзе "Действие".
Сотрудники больницы Петра Великого при СЗГУ им. Мечникова три дня не ели в знак протеста против сокращения зарплат
Инициаторами голодовки стали сотрудники отделения реанимации и интенсивной терапии, к ним присоединились другие – по данным самих протестующих, от еды в знак протеста отказались восемь человек. Врачи и медсестры хотят привлечь внимание руководства страны к бедственному положению государственной медицины, к тому, что указ президента Владимира Путина об увеличении зарплат на самом деле никем не выполняется. Наоборот, зарплаты и врачей, и медсестер значительно сократились.
Врачи
Утро вторника. Отделение реанимации и интенсивной терапии, в котором работает большая часть участников голодовки, находится на третьем этаже, но туда посторонних не пускают. Медбрат Сергей Драгомирецкий спускается поговорить во двор. У других участников голодовки закончились дежурства, и они разошлись по домам (медики клянутся, что голодают и там, а на работе пьют только воду).
– Только вы не думайте, что мы бастуем, у нас не забастовка, – объясняет Сергей. – Мы выходим на работу, каждый по своему графику, оказываем помощь, но просто не едим.
Сергей говорит, что идея начать голодовку пришла к нему, когда он получил очередной зарплатный квиток.
– Около 10 тысяч – это вся моя зарплата за месяц, – показывает квитанцию Сергей. – Некоторые врачи – со стажем, с доплатами за квалификацию – получают 14–16 тысяч рублей. Начальство нас предупреждало, что с нового года зарплаты сократятся, но мы не предполагали, что будет так плохо. Мы написали в министерство, что объявляем голодовку, поставили их в известность. Но пока оттуда никакого ответа не пришло.
Сергей показывает зарплатную квитанцию за февраль
Сергей Драгомирецкий еще учится – он студент шестого курса Северо-Западного медицинского университета имени Мечникова. С нового года ему сократили не только зарплату, но и стипендию – теперь вместо четырех тысяч платят только две, итого – 12 тысяч рублей.
– Мама мне все не верила, что я получаю такие гроши, пока не показал ей квитанцию, – говорит он. – Ну ладно, я-то хоть живу с родителями, а вот врачам каково, у них же свои семьи, дети.
Всего к голодовке, по словам инициаторов, присоединились трое врачей и пятеро медбратьев и медсестер. В начале года они вели переписку с руководством университета и больницы, пытаясь восстановить потерянный заработок, но получили однозначный ответ: финансирование из федерального бюджета резко сократилось, и здесь, в Петербурге, никто это изменить не может. Кроме того, в терапии (к которой относится отделение реанимации) сняты доплаты за высокотехнологичное лечение.
– Буду голодать, пока нас не услышат, пока не начнут платить деньги, на которые я смогу кормить семью, – говорит врач-анестезиолог Владимир Маслов. Его зарплата сократилась с 25 тысяч до 16.
– У нас за последнее время несколько врачей уволилось, медтехники уходят, – рассказывает Нелли Исаева, лаборант-рентгенолог, бегая с ковшиком вокруг потекшего аппарата. Сама она не присоединилась к голодовке, но понимает решение коллег. – Посмотрите на эту допотопную технику! Из трех проявочных машин нет ни одной, которая нормально бы работала, а на ремонт и запчасти денег нет! Мы обслуживаем не только отделение реанимации, но и операционные, приемный покой, бегаем по территории во все отделения. Ставка у меня всего шесть тысяч, а с доплатами получается семь.
Администрация
Ректор Университета имени Мечникова Отари Хурцилава на третий день после начала голодовки врачей пригласил журналистов на брифинг. Объяснил, почему сложилась такая сложная ситуация с зарплатами: финансирование стационарного лечения сократилось по сравнению с прошлым годом с 610 до 259 млн рублей, амбулаторного – на 19 млн, оплата высокотехнологичного лечения – на 140 млн рублей.
В прошлом году медики получали зарплату из федерального бюджета и доплаты из фонда ОМС. В этом году – только из фонда обязательного медицинского страхования. Больницы подталкивают к тому, чтобы они зарабатывали деньги сами: не рыбу дают, а отправляют на рыбалку. Но только не обеспечивают удочкой.
В этом году в клиники университета, по словам Отари Хурцилавы, обратилось на тысячу больных меньше, чем в прошлом году, то есть выплаты из фонда ОМС еще сократились. Больных не стало меньше, просто они, признается ректор, скорее всего, пошли лечиться в другие клиники. Где оборудование новее, условия комфортнее и лучше с кадрами.
Ректор пообещал, что за март протестующие врачи получат больше.
– Мы сокращаем количество коек, соответственно, оставшиеся места будут оплачиваться выше. Но главное, мы сократили оклады административным работникам и руководителям примерно на 25–30 процентов.
Его оклад, сообщил ректор, тоже был урезан, правда, какую сумму он составляет, так и не назвал.
Почему же вопрос с зарплатой не был решен сразу и людей довели до такого шага?
– Мы в первый же день предложили врачам госпитализацию, – отвечает Отари Гивиевич, – чтобы они голодали под нашим наблюдением, но они отказались. И вообще – кто вам сказал, что голодает восемь человек? Я вот знаю по именам только троих!
Профсоюз
– Ситуация с зарплатами, сложившаяся в Университете имени Мечникова, к сожалению, не уникальна, такое происходит во всех федеральных медицинских учреждениях по стране. Нам известно, например, что в Петербурге, во ВНИИ имени Вредена, тоже существенно сократились зарплаты и врачи недовольны. Правда, на голодовку или другие активные действия они пока не решились, – говорит Игорь Малахов, координатор профсоюза медработников "Действие", в который вступили голодающие врачи.