Лед тронул
Губернатор Полтавченко пообещал, что город не даст пропасть музею Арктики и Антарктики, и предложил для него два новых места.
Со ссылкой на закон о возврате имущества религиозным организациям здание, которое с 1937 года занимает музей — когда-то построенное для Никольской единоверческой церкви, — велено «освободить» и передать зарегистрированной в 1992 году религиозной общине, не насчитывающей и пятидесяти человек. То, что она не сможет содержать здание, — очевидно (сейчас община не способна найти
средства даже для содержания переданного ей 160-метрового нежилого помещения). Как очевидно и то, что музей категорически нельзя трогать до тех пор, пока для него не подготовлено другое, большое (не менее 7 тыс. кв. м) и удобно расположенное (чтобы легко было добираться) здание.
Недавно музею «любезно» предложили перебраться в… конференцзал Арктического и Антарктического НИИ на улице Беринга — что просто угробит музей, к которому привыкли несколько поколений петербуржцев.
В начале марта мы с директором музея, прославленным полярником Виктором Боярским встретились в очередной раз и стали думать, как защитить музей от «перебазирования» в явно непригодное место. Решили пойти прямо к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко — у меня, как у депутата, есть право внеочередного приема в необходимых случаях.
Никаких проблем не возникло: и как только Виктор вернулся из командировки, нас пригласили к губернатору.
Результат встречи — музею будет оказана максимальная поддержка.
Во-первых, считает Полтавченко, не может быть и речи о том, чтобы музей был переведен в какой-то «промежуточный» адрес без окончательного определения его новой прописки. До тех пор, пока не будет подобрано новое место для размещения музея, никто его не тронет, и он продолжит работу.
Где оно может быть — вопрос дискуссионный. Один вариант, который предложил рассмотреть губернатор, — старинные промышленные корпуса Обуховского завода (ныне — концерн «Алмаз-Антей»): их готовы передать городу, там много места, рядом — станция метро и Нева. Другой вариант (его предлагает Боярский) — юго-западная часть Васильевского острова, рядом с ледоколом «Красин», на территории Балтийского завода (он давно собирается переезжать). Есть и другие точки.
Почему важна близость воды? Потому что давней идеей Виктора Боярского является превращение в часть музея атомного ледокола «Арктика». Сейчас ледокол, впервые достигший Северного полюса в надводном положении, стоит на приколе в Мурманске и его собираются пустить на металлолом. Росатом готов взять на себя финансирование перехода ледокола из Мурманска в Петербург — где легендарное судно станет филиалом Музея Арктики и Антарктики.
Наконец, еще одна идея, предложенная губернатором: перевести музей из федерального подчинения (Росгидромет) в ведение Санкт-Петербурга. Сейчас для Росгидромета Музей Арктики — на «периферии», у ведомства хватает других забот. Передача музея Петербургу сделала бы куда более эффективным решение всех его проблем. Денег на содержание музея — с учетом того, что он зарабатывает на посетителях, число которых растет с каждым годом, — надо совсем немного, и город легко бы справился с этой задачей.
Музей Арктики и Антарктики в Петербурге был, есть и будет. Спасать его будем общими усилиями.