Первостроители города: просьба не беспокоить
Жители Петроградской стороны просят не трогать останки первых петербургских мастеров и не строить на костях очередной бизнес-центр.
Выставка-акция "Создатели Петербурга. Захваченные историей" прошла в воскресенье во дворе дома 45 по Кронверкскому проспекту.
Именно здесь, во дворе, образованном домами на углу Кронверкского проспекта и Кронверкской улицы, в феврале этого года были обнаружены останки нескольких десятков человек. По мнению археологов, специалистов Института истории материальной культуры РАН, найденные захоронения могли быть сделаны в первой трети XVIII века.
На этой территории, в квартале, образованном Кронверкской улицей, одноименным проспектом, Сытнинской улицей и Сытнинской площадью, со стороны Сытнинской улицы до начала войны и блокады стояла деревянная лютеранская церковь прихода Святой Марии. В годы блокады в церковь попал снаряд, она была разрушена, а остатки церкви жители окрестных домов разобрали на дрова. Позади церкви, в глубине двора, стояла приходская школа, построенная в начале XX века.
Деревянная лютеранская церковь прихода святой Марии первой половины XVIII века стояла на этом месте до самого начала войны. В годы блокады в нее попал снаряд, а остатки растащили на дрова
Как рассказал Андрей Щербаков, один из организаторов выставки "Создатели Петербурга. Захваченные историей", по сохранившимся в архивах документам известно, что, когда строилась школа, в земле неподалеку от церкви были обнаружены безымянные захоронения. Тогда найденные останки было решено никуда не переносить, они так и остались в этой земле. В этом году, похоже, строители обнаружили еще более ранние захоронения.
– В истории Петербурга до сих пор остаются белые пятна, – говорит Андрей Щербаков. – Петербург строили люди разных национальностей и разных вероисповеданий, и мы подумали, что очень полезно рассказать, как формировалась петербургская культура, как различные культуры, народы влияли на нее.
Первостроителями города были не только местные жители – русские, ижорцы, финны, но и вольнонаемые рабочие и мастера – французы, немцы, итальянцы, военнопленные шведской армии и гражданские жители Ниеншанца. Организаторы необычной экспозиции рассказывают и о знаменитой шведской поэтессе Эдит Сёдергран, о пасторах Артуре Мальгрене, Льве Шульце, Христиане Земке, об инженере Роберте Рунеберге и адмирале Оскаре фон Кремере, о мастере-ювелире Альме Пиль, о Марии-Анне Мильтопеус, в замужестве – Сниткиной, теще Федора Михайловича Достоевского, о многих других петербуржцах-лютеранах.
По словам пастора прихода Святой Марии отца Дмитрия, идея такой выставки возникла во время одной из встреч с прихожанами и обитателями двора, где когда-то стояли церковь и приходская школа.
– Стоявшая на этом месте церковь была известна тем, что здесь впервые в Петербурге лютеранскую службу стали отправлять на русском языке, – рассказал отец Дмитрий. – Известно, что в ней в начале XVIII века служили три пастора, они отпевали и шведских военнопленных, попавших сюда после Северной войны, которые строили город. Возможно, найденные останки – как раз те самые военнопленные. Мы считаем, что останки нельзя передавать в музей или исследовательский институт, как сейчас предлагают сделать архитекторы, кости нужно сохранить в земле и, конечно, не строить здесь бизнес-центр.
Не так давно участок, на котором когда-то стояла церковь, был куплен компанией "УНИСТО Петросталь" для строительства бизнес-центра и гостиницы.
На месте, где стояла церковь и найдены захоронения, планируют построить отель и бизнес-центр
– Как только останки увезут, здесь будут сплошные бизнес-центры, – волнуется Борис Дмитриевич Дворников, житель дома 45 по Кронверкскому проспекту. – Здесь нужно установить памятный знак и восстановить церковь – это же Петроградская сторона, сердце города.
– У нас и так тут сплошная деловая зона! – возмущается Светлана Ивановна Морозова, тоже местный житель. – Сколько мы писали, чтобы баню оставили, ведь здесь много коммуналок, горячей воды в домах нет, а нам очередной бизнес-центр строят. Уму непостижимо!
Организаторы выставки и ее гости подписали письмо-обращение к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой не застраивать этот участок, а создать на Петроградской стороне сквер в память о первых строителях города.