Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
В Петербурге отменена премьера оперы

В Петербурге отменена премьера оперы "Новый Иерусалим"

2 апреля 2014 19:42 / Культура

Авторы и продюсеры утверждают, что показ запретили полицейские и чиновники, усмотревшие в его содержании "разврат" и "экстремизм". Правоохранительные органы и городские власти отрицают свое вмешательство.

Премьера оперы "Новый Иерусалим" ожидалась на сцене студии "ЛенДок" 4–5 апреля. В постановке готовились выступать артисты Мариинского театра – солисты Артем Мелихов (главная партия) и Любовь Соколова (меццо-сопрано) в сопровождении симфонического оркестра. Авторы – известный композитор Илья Демуцкий и эпатажный поэт Артем Суслов – строили сюжет спектакля на реальных событиях.

Летом прошлого года группа охотников на педофилов из организации"Родительский контроль", возглавляемая петербургским депутатом Виталием Милоновым, поймала в свои сети водителя тонированной ауди из автопарка Смольного. Вскоре выяснилось, что это служебная машина вице-губернатора города Василия Кичеджи. В интернете широко разошлись кадры, на которых перепуганный неизвестный мужчина вырывается из рук суровых преследователей и спасается бегством. Ни догнать его, ни раскрыть какое-либо преступление ловцам педофилов тогда не удалось.

Любовь Соколова, меццо-сопрано из Мариинского театра, должна была выступить в постановке

В опере авторы хотели рассказать о судьбе охотников за извращенцами. Только сценические герои в отличие от реальных персонажей убивают пойманного ими педофила-рецидивиста.

"Охота заканчивается зверским самосудом – педофила заживо сжигают. С этого момента история рассматривается с нового – морально-этического и религиозного – ракурса. Начинается божий суд над охотниками. Рассудить их очень сложно. С одной стороны, это убийство из благородных мотивов, по необходимости, с другой – это все-таки убийство. Эта опера о нравственности, – настаивает Артем Суслов. – В спектакле нет ни единого матерного слова, ни одной сексуальной сцены, никакой пошлости, нет насилия, нет несовершеннолетних, нет даже десятой части того, что было, например, у Ларса фон Триера в "Нимфоманке".

2 апреля руководители "ЛенДока" и продюсеры постановки объявили об отмене премьеры. Причиной, по их словам, стали звонки с угрозами.

"31 марта, – рассказал Артем Суслов, – через два дня после того как по городу были расклеены афиши, а в соцсетях запущен проморолик оперы, мне позвонили с открытого номера, представились сотрудниками Центра "Э" (отдела по противодействию экстремизму при ГУ МВД. Н. П.) и поставили условие: или спектакля не будет, или закроют и оперу, и студию "ЛенДок", а также обратятся в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело на организаторов за экстремизм и развратные действия. Еще пообещали прислать ОМОН и "положить меня мордой в пол прямо перед зрителями". Звонили и в "ЛенДок". Им тоже угрожали, что закроют студию, которая существует с 1932 года, и больше никогда ни на что не дадут денег".

Артем Суслов, промоутер и автор идеи оперы "Новый Иерусалим", в прошлом году был избит неизвестными. Это произошло, когда Суслов стал промоутером моноспектакля Леонида Мозгового "Лолита"

"Были звонки с требованием не показывать оперу, – подтвердила "Новой" администратор "ЛенДока" Виктория Рубан. – Нам позвонили через час после размещения в сети презентационного ролика оперы и предупредили, что проведение такого мероприятия закончится для нас нехорошо.Официальных писем от полиции или от властей мы не получали. Однако звонящие (всего было три звонка) говорили, что они из Центра "Э" и из Комитета по безопасности Смольного. По согласованию с организаторами мы решили отменить мероприятие".

Между тем в полиции Петербурга источник "Новой" заявил, что в опере должна была участвовать несовершеннолетняя, которую разыскивают родители. Кроме того, девушку хотели "раздеть перед зрительным залом и демонстрировать развратные сцены".

"Девочку разыскивают родители, есть заявление, она школьница, 13 лет, дома не живет, – сказал источник в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. – В интернете выложена реклама этой оперы, где эта девочка снимается топлес, с прищепками на груди, в одних трусах, вся в крови. Вы считаете, это нормально?"

Промоутер настаивает, что девушка совершеннолетняя: "Она 1994 или 1995 года рождения, из дома не убегала".

"В сентябре 2012 года я был организатором концерта в поддержку политзаключенных с участием группы ДДТ и других исполнителей, – вспоминает Суслов. – Тогда тоже была неоднозначная ситуация. Концерт то пытались запретить, то вроде бы разрешали. В клуб, где планировалось мероприятие, неоднократно засылали проверки. В итоге концерт мы все-таки провели, но через две недели тот клуб закрыли. Мне не хочется такой же участи для "ЛенДока". Жалко подставлять людей, которые там работают".

"Это недостоверная информация, из главка никто не звонил – ни авторам, ни в "ЛенДок", – сообщил "Новой" начальник управления информации и общественных связей регионального ГУ МВД Вячеслав Степченко.

В Смольном отмену спектакля обсуждать вообще отказались. "Мы не имеем права комментировать", – заявила пресс-секретарь Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Ольга Житникова.

Автор

Илья Демуцкий – автор музыки для церемонии открытия Паралимпиады в Сочи "Полет Жар-Птицы", автор кантаты "Последнее слово подсудимой" для меццо-сопрано с оркестром, в основу которого было положено последнее слово на суде Марии Алехиной. За это произведение композитор получил первую премию на XIX Международном конкурсе композиторов в Болонье.

Пространство

Многофункциональное арт-пространство Открытая киностудия "ЛенДок" размещается в старинном особняке на набережной Крюкова канала, рядом с Мариинским театром и Консерваторией. Студия существует с 1932 года, была образована как площадка кинодокументалистов "Ленфильма". Белый зал арт-студии "ЛенДок" рассчитан на 350 зрительских мест.

Нина ПЕТЛЯНОВА

Никита ЗЕЯ