Никольский рынок. Торг с законом неуместен
Демонтажные работы на памятнике XVIII века уже идут, а проект "реконструкции" по-прежнему держится в секрете.
Слон в посудной лавке
Мину замедленного действия заложили под Никольские ряды еще в начале нулевых, разрешив инвестору приспособить памятник под бизнес-центр с отелем – то есть под функцию, для старинных торговых рядов не годную по определению. Как и в случае с ТЦ от "Стокманна", разнесшего жилую застройку на углу Невского и Восстания, и здесь инвестор тотчас заявил, что обустроить желаемый новый центр в старых стенах невозможно. Кто бы сомневался – как тут впишешь заявленные 10 тыс. кв. м офисных площадей, гостиницу на 350 номеров, фитнес и SPA-центр площадью свыше 3 тыс. кв. м и подземную парковку на 220 автомобилей.
"Никольский рынок – это прежде всего торговое пространство. И втискивать в него абсолютно чужеродную функцию – значит уничтожать его идентичность", – убеждал замдиректора института "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик.
Никольские ряды сто лет назад. Е. Лансере, 1901 г.
Необходимость сноса традиционно подкрепили проплаченной технической экспертизой, заключившей, будто бы здание бывшего рынка на 70% аварийное.
По счастью, КГИОП тогда внял доводам независимых экспертов. Выездное заседание Совета по культурному наследию пришло к выводу, что состояние памятника вполне ремонтопригодное, аргументы в пользу сноса назвали "кафкианскими фантазиями" и прописали реставрацию.
Возражения специалистов вызывали и предложенные мастерской Евгения Герасимова решения – с застройкой дворового пространства, составляющего неотъемлемую часть памятника, и громадным стеклянным куполом, годным разве что для исполнения роли крышки гроба хоронимого под ним памятника XVIII века.
Низкий старт
По состоянию на 2007 год предпроектные предложения с заявленными объемно-пространственными решениями уже были согласованы КГИОП, Росохранкультурой и главным архитектором Петербурга Юрием Митюревым.
Возглавлявшая в ту пору городское охранное ведомство Вера Дементьева выказала свое сочувствие чаяниям инвестора не только посредством тех промежуточных согласований. Но и заявила публично о необходимости пособить ему деньгами налогоплательщиков – мол, "во всем мире государство в сложных проектах берет часть затрат на себя".
Инвестору Никольские ряды (в комплекте с участком площадью
При этом затеянные преобразования позволят владельцу увеличить общую площадь объекта почти вдвое – с имеющихся 34,6 тысяч кв. м до 63 тысяч.
Что же до обусловленных статусом памятника обременений, то их, похоже, сумели минимизировать до уровня, отвечающего представлениям влиятельного собственника об экономической целесообразности.
Посменное умывание рук
С 2010 года Никольские ряды постановлением правительства РФ были отнесены к тем объектам федерального значения, полномочия по госохране которых осуществляются Министерством культуры. В 2011-м к тогдашнему главе ведомства Александру Авдееву обратились деятели культуры (руководители Пушкинского Дома, Союза писателей, фонда им. Лихачева, музеев Достоевского, Ахматовой, Блока и Набокова, музыканты, писатели, артисты). В своем письме они указывали на недопустимость предложенного варианта реконструкции, исходящего из стремления инвестора использовать памятник наперекор его оригинальному функциональному назначению. Авторы обращения подчеркивали, что такой проект противоречит духу и букве законодательства в сфере охраны наследия.
Одна из акций в защиту Никольских рядов - пленэр петербургских художников, 2011 г. Фото предоставлено группой "Живой город"
Департамент охраны памятников Минкультуры внес коррективы в задание на проектирование. Инвестор объявил, что отказывается от сооружения стеклянного купола – по причине сложности и дороговизны его содержания (как будто только теперь ставшей для него очевидной), а вовсе не из-за протестов градозащитников.
Обновленную версию проекта предпочитали держать в секрете – с ней Совет по культурному наследию не знаком и до сих пор.
В лапидарных комментариях для СМИ представители инвестора заявляли лишь о том, что намерены сохранить даже больше, чем предписывает Минкульт, а застройка внутри двора не будет выше лицевых корпусов. Нашлось и объяснение тому, как сам ее факт представляется возможным на территории памятника (где новое строительство запрещено законом): по итогам историко-культурной экспертизы в его границах оставили внешние фасады, арочные проемы да часть исторического фундамента.
В апреле прошлого года вокруг Никольского рынка установили забор (был выдан соответствующий ордер ГАТИ – сроком до марта
Тогда же стало известно об очередной перемене участи памятника – хоть он и оставался по-прежнему в статусе федерального, но вновь переводился в перечень объектов наследия, за которые отвечает петербургский КГИОП. Такое распоряжение правительство РФ приняло 3 июня
Большой секрет
Теперь во всей этой чехарде очень трудно разобраться: кто в ответе за конечный результат. А он грозит быть весьма плачевным.
Инвестор за все прошедшие годы не сделал ничего для должной консервации и сохранности памятника. Зиму здание простояло с зияющими дырами в кровле, а когда весной приступили к ее разборке, не озаботились даже обустройством укрывающего тента – и это в дождь и снег, на памятнике XVIII века! На фотографиях, сделанных градозащитниками, видно, что разбираются не только стропильные конструкции, но и обращенные во двор фасадные стены. Каковы в целом масштабы согласованного демонтажа, что в итоге останется от подлинного уникального объекта и как он будет выглядеть по завершении уже ведущихся полным ходом работ – внятных ответов на все эти вопросы получить не удалось до сих пор. Доносятся лишь скупые сведения о том, что в декабре Минкультом было выдано разрешение на строительство, а новостройка во дворе будет на
Никольский рынок, напомним, находится в окружении таких выдающихся памятников XVIII века, как Никольский собор и дом, где окончил свой жизненный путь полководец Суворов (№ 23 по Крюкову каналу). Душа Коломны, воспетой Пушкиным и Блоком, Гоголем и Достоевским. Один из чудом сохранившихся "заповедников вдохновения", запечатленный в работах Беггрова, Лансере, Добужинского, Остроумовой-Лебедевой и остающийся таковым для современных художников.
Альтернативой этому живописному портрету Коломны уже вот-вот может стать циничная гримаса, состроенная выступающим под стягами патриотизма и радения о православных ценностях кланом. Застрельщик губительного для памятника и его окружения проекта – ЗАО "Никольские ряды". Компанию связывают с холдингом Venture Investment & Yield Management LLP Андрея Якунина, сына Владимира Якунина – главы РЖД, Центра национальной славы, фонда Андрея Первозванного и прочая. На официальном сайте VIYM проект "Никольские ряды" значится в ряду прочих, реализуемых этой компанией.
Справка "Новой":
Никольские ряды находятся на территории охранной зоны исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, границы которой утверждены Законом Санкт-Петербурга № 820-7 "О границах зон охраны…".
Режимом использования земель в охранной зоне не допускается изменение объемно-пространственной композиции, габаритов и архитектурного решения исторических зданий, а реставрация, ремонт и реконструкция допускаются без изменения габаритов зданий, строений, сооружений при условии сохранения внешнего облика исторических зданий.
6 апреля с 14 до 16 часов на Марсовом поле пройдет митинг за сохранение Никольского рынка.