Клеймо "иностранный агент" узаконено
Сегодня Конституционный суд РФ подтвердил конституционность ярлыка "иностранные агенты" по отношению к общественным организациям.
Итог рассмотрения, длившегося несколько месяцев, в целом соответствовал самым унылым предсказаниям: суд признал положения об иностранных агентах соответствующими Конституции и лишь смягчил некоторые "перегибы".
Напомним суть дела: в прошлом году в КС РФ с жалобой на "закон об иностранных агентах" обратились представители фонда "Костромской центр общественных инициатив", Ассоциации ГОЛОС и других общественных организаций. Они просили признать неконституционными поправки 2012 года, которые ввели в оборот понятие "иностранный агент" в отношении некоммерческих организаций. Согласно поправкам, общественники, получившие иностранную помощь и занимающиеся некой "политической деятельностью", обязаны зарегистрироваться в реестре организаций, выполняющих функции иностранного агента. В противном случае можно нарваться на огромные штрафы и даже уголовное наказание.
По мнению представителей некоммерческих организаций, это дискриминирует участников НКО, нарушает презумпцию невиновности и обязывает свидетельствовать против самих себя. Заявители также жаловались на негативные коннотации, вызываемые словосочетанием "иностранный агент", и утверждали, что закон принят, чтобы подавить деятельность НКО.
По мнению суда, попытки обнаружить отрицательный контекст в словосочетании "иностранный агент" лишены конституционных оснований, а закон не ограничивает права НКО искать и добывать финансирование как из российских, так и из иностранных источников и заниматься политической деятельностью. И вообще он принят для обеспечения прозрачности деятельности НКО.
Конституционный суд уточнил, что для признания НКО организацией, исполняющей функции иностранного агента, необходимо, чтобы финансовые средства из-за рубежа были не просто направлены НКО, но и приняты ею. Если же НКО отказалась от средств и не воспользовалась ими, внесение в реестр иностранных агентов не требуется. Это прямая отсылка КС к Ассоциации ГОЛОС, признанной прокуратурой иностранным агентом после того, как на счет организации поступила сумма от Норвежского Хельсинкского комитета, несмотря на то что сам ГОЛОС от премии отказался и перечислил ее обратно.
Суд пересмотрел размер административных штрафов за уклонение НКО от регистрации иностранными агентами. Но слишком высоким, и значит не соответствующим Конституции был объявлен… не максимальный размер штрафов (300 тысяч для руководителя организации и 500 тысяч для самой организации), а минимальный (соответственно, 100 и 300 тысяч). Конституционные судьи обязали законодателей, таким образом, установить возможности для более мягкого наказания в отношении общественных организаций. Тем не менее правовая коллизия создана: оказалось, что влепить общественной организации 500 тысяч – это конституционно, а 300 тысяч – нет.
В этой связи дела Костромского центра общественных инициатив, руководителей Ассоциации ГОЛОС и других заявителей, по мнению Конституционного суда, подлежат пересмотру.
И всё.
По мнению правозащитников, гора родила мышь. Их вывод весьма неутешителен: своим признанием конституционности термина "иностранный агент" КС окончательно легализовал репрессивную политику государства по отношению к общественным инициативам, создав железобетонные правовые основания для последующих судов над НКО. Решения по многим общественным организациям, подвергающимся гонениям в Санкт-Петербурге, Перми, Москве, Екатеринбурге и других городах, были отложены в ожидании вердикта Конституционного суда. Теперь, когда оглашение состоялось, репрессии против независимых гражданских организаций начнутся с удвоенной силой. И к бабке не ходи.