Право быть инвалидом
Кадры не для нервных. Десятилетняя девочка, больная ДЦП, карабкается вверх по каменной лестнице, которой не видной конца.
Ей тяжело и больно, повязка на лбу намокла от пота, иногда девочка ударяется лицом о ступени и морщится. "Если надо, я буду ползти всю ночь", – с недетской решимостью повторяет она. Когда камера отъезжает от ее лица и дает общую панораму – картина предстает совсем фантасмагорическая. Следом за девочкой ползут десятки инвалидов. Тех, кто не может ползти, со ступеньки на ступеньку переносят друзья.
Они ползут в конгресс США
Мы привыкли считать, что уж где-где, а в США с правами инвалидов все отлично. Фильм Эрика Ньюдела и Элисон Гилки "Жизнь стоит того, чтобы жить" рассказывает, как американцы с ограниченными возможностями боролись за свои права, за то, чтобы государство признало их полноценными гражданами и дало возможность нормально жить и работать. Эта борьба длилась почти полвека.
…С Фредом Фэем Эрик Ньюдел познакомился в 2005 году. Жизнь парализованного Фреда, который пластом лежал на специальной кровати и при этом был человеком острейшего ума и разносторонних интересов, потрясла Эрика. Он приезжал к нему раз в неделю, разговаривал со своим другом и все больше убеждался, что о нем надо снимать фильм. Фред с идеей согласился, но предложил пойти дальше и рассказывать не только о его судьбе, а историю нескольких поколений, которые посвятили жизнь борьбе за права инвалидов.
Кадры хроники, которые вошли в фильм, запечатлели марши колясочников и их разгон полицией
Фильм начинается с событий, которые происходили сразу после Второй мировой войны. До этого о существовании инвалидов мало кто думал – они были заперты или в медицинских учреждениях или в лучшем случае у себя дома, без возможности учиться и работать. Но с фронта возвращалось много искалеченных солдат, и американское общество впервые столкнулось с тем, что этим людям нужна поддержка, что они претендуют на такие же права, как и те, у кого целы руки и ноги.
Все началось с маленьких групп непокорных, которые были разрознены и далеки друг от друга: слепые пытались заступаться за своих коллег по несчастью, глухонемые – за своих, опорники – за своих и т. д. И только после того, как они поняли, что по одиночке ничего не добьются, они начали объединяться, проводить акции протеста, привлекать на свою сторону политиков и адвокатов. 40 (!) лет через демонстрации и парламентские дебаты, через обращения к общественности, через победы и бесконечные поражения они шли к своей цели. Кадры хроники, которые вошли в фильм, запечатлели марши колясочников и их разгоны полицией, людей, карабкающихся по ступеням к Капитолию и запертых в психиатрических лечебницах.
Фильм заканчивается в 1990 году. И хотя 24 года спустя жизнь людей с ограниченными возможностями в США стала лучше и легче, она далека от идеальной. После того как Джордж Буш в 90-м году подписал Акт о правах людей с ограниченными возможностями ("Americans with Disabilities Act"), понадобились годы, чтобы были прописаны все подзаконные акты, нашлось финансирование и чтобы система заработала.
– В любом обществе должны быть предприняты усилия для того, чтобы у всех были равные возможности для передвижения. Доступность должна стать само собой разумеющейся, – говорит Эрик. – Лучшее для таких людей – влиться в общий поток. Одна из главных проблем для них – это то, что их держат в изоляции. Чем больше они будут учиться, работать и ходить в рестораны вместе, тем меньше проблем будет возникать.
Но Ньюдел не идеализирует положение инвалидов в Америке. До сих пор у медицинских клиник, в частности психиатрических, есть очень сильное лобби в конгрессе – иначе они потеряют финансирование. По словам режиссера, содержание больных в закрытых учреждениях обходится налогоплательщикам в четыре раза дороже, чем если бы их постепенно адаптировали в общество. Но сопротивление системы до сих пор велико.
– На следующий день после показа нашего фильма на национальном телевидении нам позвонила женщина и рассказала потрясающую историю. Всю жизнь она думала, что ее сестра умерла. Потому что родители положили сестру в специальное учреждение, а там сказали, что девочка умерла. Только через 60 лет каким-то чудом женщина узнала, что ее сестра жива и находится в клинике в Техасе. Она приехала туда и ужаснулась условиям, в которых ее сестра – достаточно интеллектуально развитая и дееспособная – провела всю жизнь. Да, она не могла двигаться, но у нее был светлый ум. Женщина забрала ее домой. Они живут вместе и сестра называет спасительницу "мой ангел".
Эрик Ньюдел мечтает снять фильм про этих женщин. Он уверен, что только так может помогать другим – рассказывая о самом трудном и сокровенном. Да, люди с ограниченными возможностями в его стране сумели преодолеть неодолимые препятствия. Но есть еще столько страдающих, за которых надо бороться.