А по попу ли приход?
Чиновники не верят, что единоверцам по силам содержание Никольского храма.
Борьба за бывшее здание Никольского единоверческого храма продолжается. «Новая» рассказывала о том, что Российский Государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), 77 лет прожив в центре Петербурга — на улице Марата, 24а, теперь должен отсюда съехать.
Так велит принятый Госдумой в 2010 г. закон о возврате церкви имущества, изъятого в советское время. Никольский приход, с 1991 г. пытающийся отвоевать указанные площади, воспользовался этим правом и в конце 2013-го предпринял новый поход на здание. Однако 15 апреля федеральные чиновники официально отказали священнослужителям в передаче музейного помещения.
Росимущество отказало приходу в рассмотрении заявки на здание по причине неполноты поданных документов.
«Единоверческая община не представила самый главный из них — проект охранного обязательства церкви, согласованный с Минкультуры России, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Поскольку здание, на которое претендуют священнослужители, памятник федерального значения и объект культурного наследия, то им необходимо подтвердить свою способность его содержать и сохранить. А пока сам приход существует на пожертвования прихожан и регулярно просит о помощи.
Тем не менее настоятель прихода Петр Чубаров в интервью «Новой» заявил: «Мы продолжим борьбу за здание музея. Пока мы еще не получили официальный текст отказа, но как только он придет, будем планировать, как действовать дальше. Мы уже судились по поводу возвращения этого здания церкви (во всех исках приходу отказали.— Н. П.), возможно, вновь пойдем в суд. Но мы не можем допустить, чтобы церковное здание осталось в нецерковных руках.
Напомним, на улице Марата Никольская церковь обитала с 1840 года. В 1932 году, после ее ликвидации, по решению городских властей здание капитально перестроили под музейные экспозиции (потратили 560 тыс. руб. — по тем временам немалые деньги) и отдали созданному в 1930 году Музею Арктики и Антарктики.
Петр Чубаров уже не раз обращался и в Росгидромет (учредитель РГМАА), и к городским властям с требованием вернуть бывший храм прихожанам. Их здесь, правда, не более 50 человек. Но закон есть закон. Музей не стремится менять место жительства: любое перебазирование неизбежно влечет потери и разрушение уникальной экспозиции. Но соглашается на переезд в том случае, если будет найден подходящий вариант.
Новое здание должно быть площадью не меньше 7 тыс. кв. метров и располагаться в не менее удобном месте для горожан и гостей северной столицы (поскольку в год РГМАА посещает свыше 60 тысяч человек и посещаемость растет ежегодно на 4–5 тыс. человек).
Однако вместо этого музей пытались запихнуть в места, совершенно для него не пригодные. Например, в здание Арктического и Антарктического НИИ, где выделяли музею менее 4 тыс. кв. метров. Научные фонды музея приказывали втиснуть в подсобные помещения и склады, требующие капремонта. А экспозицию расположить в конференц-зале НИИ, где регулярно проводятся международные форумы.
Только в марте 2014 г., после встречи директора РГМАА Виктора Боярского и депутата петербургского парламента Бориса Вишневского с губернатором города Георгием Полтавченко начали обсуждаться адекватные предложения. Их несколько. С точки зрения специалистов, одно из лучших — строительство нового здания на Новоадмиралтейском острове с включением в состав музея выведенного из эксплуатации атомного ледокола «Арктика». Есть и другие точки: промышленные корпуса Обуховского завода (их готовы передать городу, там много места, рядом метро и Нева); юго-западная часть Васильевского острова, рядом с ледоколом «Красин», по корме которого находится бывший причал Балтийского завода и к которому тоже можно пришвартовать «Арктику», еще в качестве варианта рассматривается Кронштадт. Губернатор также предложил для решения проблемы с размещением музея перевести его под юрисдикцию города.
«Но ориентировочная стоимость любого переселения — около 2,5 млрд руб., — подытоживает Виктор Боярский. — И если сейчас денег на это в бюджете нет, то правильнее всего сохранять музей в том же здании на улице Марата, пока не появятся реальные финансовые и технические возможности для переезда».