У судьи зазвонил телефон
Защита Владимира Барсукова принесла в суд распечатки телефонных разговоров потерпевшего.
В судебном разбирательстве по делу о покушении на владельца Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Сергея Васильева произошел неожиданный переворот. Документы, представленные адвокатами обвиняемого, Владимира Барсукова, по мнению защиты, свидетельствуют о том, что свидетельские показания, призванные доказать вину Барсукова, оплачены самим потерпевшим.
Напомним, что покушение на известного петербургского предпринимателя Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года. Сам бизнесмен с огнестрельными ранениями в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Один из его охранников погиб. Первых подозреваемых задержали спустя полгода – в октябре. А спустя 11 месяцев, в сентябре 2007-го, обвинение в организации покушения на Васильева предъявили Владимиру Барсукову, который якобы претендовал на ПНТ, но встретил противодействие. В 2010 г. суд вынес первые приговоры соучастникам покушения, в том числе и непосредственному исполнителю. Судебное разбирательство длится до сих пор.
На последнем заседании, которое состоялось 11 апреля, адвокаты Барсукова передали судье тексты телефонных переговоров и sms-переписки с просьбой приобщить их к материалам дела. Судья ходатайство пока не удовлетворила: возможно, целый том документов будет отправлен на экспертизу, чтобы подтвердить их подлинность.
По словам защиты, записи разговоров получены от Станислава Азаркевича, бывшего личного охранника Барсукова. В свою очередь, Азаркевич сообщил суду, что получил электронный носитель из неизвестного ему источника. В этом можно усомниться, однако, зная квалификацию адвокатов Барсукова, можно предположить, что они не стали бы представлять на рассмотрение суда непроверенную информацию.
Из расшифровок следует, что Васильев, решив упрятать Барсукова за решетку, привлек к сотрудничеству известного в уголовном мире Вячеслава Энеева. Тот проходил по одному из дел Барсукова и, дав нужные обвинению показания, получил 7 лет 4 месяца условно. В представленных записях Энеев в основном беседует с легендарным рейдером Бадри Шенгелией, а также с Олегом Михалевым, который уже осужден за стрельбу по машине Васильева. В частности, разговор касается денег, которые предназначены Михалеву за показания против Барсукова.
Из разговора Энеева с Олегом Михалевым:
– Помнишь, какую первую сумму тебе должен был заплатить Серега Васильев?
– Пятьсот.
– Нет. Первая сумма была два миллиона.
– Да, два.
– Пятьсот – это остаток. Он обещал, что потом через меня еще по десять тысяч долларов.
– Да, в месяц.
Если подлинность переговоров будет доказана, то тогда могут вызвать подозрения показанияследователя Олега Пипченкова, который доказывал в суде, что все действия в отношении подсудимых проводились строго по закону. Напомним, Пипченков был руководителем выездной следственной бригады СК, которая прославилась не столько раскрытием рейдерских захватов, сколько скандалами, связанными с методами ведения дел. В 2011 г. Пипченков покинул Петербург в связи с назначением на новую должность в Москву.
В записях, представленных защитой Барсукова в суд, один из диалогов Энеева с собеседником звучит так:
– Разговаривал с Олегом, понимаешь, да?
– С главным? <…> Слушай, он сейчас к чему имеет отношение?
– Он так же контролирует, все нормально. Его как бы перевели в Центральный, но по всем делам, которые он вел, он так же – и по судам, и по всем моментам.
Защита обвиняемого обратилась в суд с ходатайством провести повторные допросы Энеева и Михалева. Если судья согласится приобщить расшифровки переговоров к делу, эти допросы могут стать особенно интересными.
P. S. Тем временем в комплексе "дел Барсукова» произошел очередной зигзаг. Бывший депутат Госдумы от фракции ЛДПР Михаил Глущенко, которого следственные органы ФСБ подозревают в организации убийства Галины Старовойтовой, сообщил о готовности дать показания на Владимира Барсукова как заказчика этого преступления. Надо заметить, Глущенко – уже осужденный за вымогательство 10 миллионов долларов у братьев Шевченко и подозреваемый в организации убийства Шевченко-старшего с деловым партнером и секретарем – не раз выступал с подобного рода "сенсациями».
В иных обстоятельствах новые его заявления вряд ли привлекли бы серьезное внимание. Но теперь, после оглашения материалов защиты на "васильевском» процессе, своевременный вброс "старовойтовской» темы может заинтересовать обвинителей.
Олег Федосеев