Не всякое ГМО превратит вас в чмо
"Россия способна кормить себя без генно-модифицированных продуктов", — заявил на днях Дмитрий Медведев.
За месяц до него спасти от ГМО россиян пообещал премьер-министр Владимир Путин.
Но фундаментальнее всего к решению насущной проблемы подошли функционеры от "Единой России" – в феврале "партия власти" разработала законопроект, который запретил бы производство ГМО в России. Абсурдность ситуации придает тот факт, что оно и так не разрешено.
Есть ли в инициативах власти рациональное зерно или политики просто демонстрируют свою готовность защищать нашу страну от западной скверны?
Судя по тому, что пишут на форумах пользователи Рунета, отношение к ГМО у россиян весьма настороженное. Обнаружить среди обеспокоенных высказываний сообщения в защиту продукции не так-то просто.
– Я против ГМО. Сначала нас кормят непонятно чем, а потом удивляются, почему у нас такое большое число онкологических больных или бесплодных семей. Я считаю, что в нашей стране нужно обязательно запрещать производить эту гадость", – считает Лилия.
Все беды от ГМО, вторит ей Юлия Моисеева:
– Вред от ГМО очевиден, только посмотрите, сколько детей, у которых нарушен обмен веществ, подростков, у которых нарушено гормональное созревание, ожирение и аллергия у каждого второго".
Рационального в таких опасениях, скажем сразу, не много.
Переубедить твердых противников ГМО – задача не из легких. "Они что-то там такое сделали с нашей едой", – думает человек. Но ведь проверить, что именно, невозможно! Разобраться в выводах научных исследований, которые проверяют безопасность выходящих на рынок ГМО, не всякому под силу. Доверять ученым на слово кажется наивным. В итоге получается замкнутый круг: бояться ГМО оказывается проще и надежнее, чем не бояться. Просто на всякий случай.
Превратиться в жабу
Часто опасения противников ГМО откровенно противоречат здравому смыслу. Могут ли ГМО быть аллергенами? Могут, как и любые другие продукты. Хотя, по логике, как раз реже, чем любые другие: все новые ГМО специально проверяют на вероятность аллергических реакций.
Например, сою с генами бразильского ореха отказались выпускать на рынок, потому что это потенциальный аллерген. Ну а некоторые ГМО разработаны специально, чтобы не вызывать аллергии: есть, например, специальный трансгенный арахис.
Доказать, что употребление ГМО не приводит к онкозаболеваниям, бесплодию или гормональным нарушениям, невозможно в принципе. Ученые провели сотни исследований, которые не обнаружили, чтобы ГМО вызывали что-то подобное. Но ведь это не значит, что никакие из них не могут их вызывать.
Еще одна страшилка про ГМО – горизонтальный перенос генов. Мол, если съесть ГМО, то часть ДНК трансгенного организма проникнет в ДНК микроорганизмов, живущих в кишечнике человека. Или даже в ДНК самого человека! И тогда случится… неизвестно что.
– Ничего не будет, – объясняла на пресс-конференции в "Росбалте" Людмила Лутова, профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ. – У ГМО не больше шансов на горизонтальный перенос генов, чем у натуральной еды. Вы каждый день едите морковку – но в морковку не превращаетесь! Все, что вы съедаете, перерабатывается желудочным соком. А то, что не перерабатывается, – не встраивается в ваши клетки, а просто выходит из организма. Если же каким-то чудом и происходит горизонтальный перенос генов (что теоретически возможно) – то в таком небольшом числе клеток, что это никак не повлияет на организм в целом.
Кому выгодно?
Как рассказал на пресс-конференции в "Росбалте" директор ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии РАН, профессор Игорь Тихонович, именно ГМО укрепляет продовольственную безопасность России.
Дело в том, что, по словам ученого, составной частью этой безопасности является постоянство цен на сельхозпродукцию. Если цены скачут то вверх, то вниз, это угрожает фермерам разорением. Например, когда цены на гречку резко возросли, многие вложились в ее выращивание, понесли затраты, но цены вернулись на прежний уровень – и фермеры оказались в убытке.
ГМО же, в свою очередь, лучше переносят всевозможные пертурбации вроде резких погодных изменений. Что выгодно тем же фермерам.
– Существует иллюзия, что в России много земли и поэтому нам не обязательно использовать ГМО, якобы мы можем довольствоваться более низкими урожаями, – рассказывал Игорь Тихонович. – Но надо отметить, что на продовольственную безопасность влияет также цена на сельхозпродукцию. Если еды много, но люди не в состоянии ее купить – это добром не кончится. В нынешних российских условиях каждый год число деревень сокращается на один процент. Лет через тридцать-сорок их не будет вообще. Нужно ситуацию менять в корне, чтобы российские фермеры могли производить конкурентоспособную продукцию. И выращивание ГМО – один из необходимых шагов на этом пути.
Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев обратил внимание присутствующих, что разговоры об опасности ГМО касаются всегда только растений и практически не затрагивают животных и микроорганизмы (например, подавляющее число йогуртов содержит ГМО), которые тоже подвергаются генным модификациям.
– Дело в том, что за атакой на ГМО стоят производители агрохимикатов – пестицидов и гербицидов, – утверждает Дмитрий Прокофьев. – В СССР была грандиозная индустрия по их производству. Когда эти предприятия перешли в частные руки, возник вопрос сбыта продукции. Новые технологии неизбежно нанесут удар по их бизнесу.
Как ни странно, именно агрохимикаты являются главной проблемой ГМО. Дело в том, что многие манипуляции с генами растений проводятся именно для того, чтобы сделать их устойчивыми к определенным гербицидам и пестицидам. Это сильно облегчает труд фермеров, однако имеет негативные последствия.
Во-первых, производители этих самых специальных агрохимикатов – как правило, те же фирмы, что разрабатывают ГМО и продают их семена. В результате фермер становится полностью зависим от этого единственного производителя, а производители "старых" химикатов терпят убытки. Что не очень-то хорошо для экономики.
Во-вторых, устойчивость ГМО к химии позволяет особо ленивым фермерам сыпать сколько угодно яда – а значит, на стол к потребителю могут попасть перенасыщенные "-цидами" продукты.
С другой стороны, некоторые ГМО, напротив, делают устойчивыми к вредителям, к жаре или холоду – что позволяет использовать меньше химии и делает продукты более безопасными.
Каков же окончательный вывод? ГМО – точно такое же изобретение, как и любое другое. Надо просто создать правильные механизмы контроля, которые, к слову, прекрасно работают в США и Европе.
Если же, по поговорке, "запихивать джем в дыхательное горло" – то и результат будет соответствующий.