Не стало еще одного пакгауза Варшавского вокзала
Здание, которое еще семь лет назад было памятником архитектуры, теперь представляет собой груды камней. На майских праздниках снесли еще один пакгауз Варшавского вокзала.
Территорию расчищают под жилой микрорайон.
О начале глобального редевелопмента (так называют тотальную зачистку территории) путевого развития Варшавского вокзала стало известно в 2012 году. Тогда одна из крупнейших строительных компаний Петербурга ЛенСпецСМУ объявила о строительстве здесь жилого микрорайона под пространным названием «Галактика».
Первыми среди демонтажников на площадке оказались сотрудники «Российских железных дорог». Они убрали все рельсы, кроме одного пути, по которому из музея предстоит вывезти экспонаты – старинные паровозы. Затем на объект пришла группа компаний «Размах». На свой первый снос – деревянного домика ближе к Малой Митрофаньевской улице – холдинг созвал телекамеры. Затем начался ковровый снос.
"Галактика" наступает с "Размахом"
И все же наиболее ценные постройки не просто сохранили, но и включили в реестр памятников. Историко-культурную экспертизу выполняла известнейший специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц. Памятниками регионального значения стали собственно самое примечательное здание – сарай для императорских поездов Варшавского вокзала, а также товарный пакгауз (южный) и товарная контора.
«Размах», к некоторому удивлению специалистов, пошел на интересный шаг – убедил ЛенСпецСМУ сохранить фрагмент восточного пакгауза, а именно краснокирпичную торцевую стену. Само здание было в руинах, без крыши. А в соответствии с проектом планировки прямо через его центр предполагается пробить небольшой переулок, который соединит Варшавский проезд с Молочной улицей (последнее название пока официально не утверждено, но произойдет это уже скоро).
В прошлом году к числу разрушителей комплекса Варшавского вокзала прибавился холдинг «Адамант». В собственности ООО «Адамант» находился северный пакгауз, имевший сложный адрес: набережная Обводного канала, 118, корпус 5, литера Г5. Он в прошлом был выявленным памятником архитектуры, но после экспертизы фирмы АРС и подписи экс-председателя КГИОП Веры Дементьевой в 2007 г. стал рядовой, ничем не защищенной постройкой. Этим и воспользовался собственник.
Пакгауз Г5 получил известность в начале 2013 года, когда группа анархистов и поддерживающих их градозащитников оккупировала исторический склад и находилась внутри, пока в начале февраля ее штурмом не выселил оттуда ОМОН. После спецоперации пакгауз оказался сильно поврежден: в здании были выбиты окна и двери. В результате по данному факту против «Адаманта» возбуждено дело за ненадлежащее содержание фасада. ГУВД, в свою очередь, попросило также исключить возможность «забаррикадирования на объекте антисоциальных элементов».
Впоследствии Всероссийское общество охраны памятников подало в КГИОП экспертизу Маргариты Штиглиц, и с апреля здание (вернее, то, что от него осталось) стало выявленным объектом культурного наследия. Но это не помешало владельцу снести оставшиеся фундаменты.
Одновременно за Варшавским вокзалом продолжал хозяйничать «Размах». В феврале 2014-го он снес другой бывший памятник – малярную мастерскую. Она стояла по правую руку от музея и мешала сбыться планам градостроителей по пробивке Измайловского проспекта к Новоизмайловскому. О том, что работы ведутся законно, сообщил корпоративный сайт демонтажной группы, добавив, что все работы по рекультивации территории завершатся в 2016 г. Маргарита Штиглиц вздыхает: малярная мастерская – безусловный памятник, но ее владелец (есть большая вероятность, что это был тоже «Адамант») не горел желанием возвращать статус, отнятый Дементьевой в 2007 г.
И в довершение с размахом был уничтожен последний неохраняемый пакгауз – тот, что стоял в конце Варшавского проезда и был ближе всего к вокзалу. Факт сноса случайно обнаружили градозащитники. Один из них, активист группы «Экология рядовой архитектуры» Николай Лаврентьев, сказал «Новой», что здание хоть и было в очень плохом состоянии, но его можно было сохранить: «Такая возможность была. Здесь можно было бы создать торговые залы – универмаг небольшой или «Пятерочку». Однако собственник решил иначе».
По словам нашего собеседника, радует только тот факт, что сохраняется южный товарный пакгауз (набережная Обводного канала, 118, корпус 3). Он находится в ведении «Почты России», и это госпредприятие ранее обещало отремонтировать его и использовать под склад, как это и было раньше. «С одной стороны, при той современной высотной застройке, которая там предусматривается по проекту Явейна, одноэтажный пакгауз будет выглядеть странно. С другой – он придаст этому месту изюминку», – уверен Николай Лаврентьев.
В проекте Никиты Явейна сохраняются оба пакгауза – и почтовый, и адамантовский. Они помещены во двор и отделены от Молочной улицы цепочкой новостроек. И все же ЛенСпецСМУ – мастер неожиданностей, поэтому не исключено, что в будущем мы можем ожидать новых сюрпризов, и скорее всего неприятных.